Ссылки
21 июля 2010
Владислав Шувалов
Старость на марше, или манифест вечного революционера Алена Рене
После того, как Ален Рене перемахнул порог 80-летия, и каждый его фильм грозит стать действительно последним, публика ждет от великого режиссера ярких акцентов и силится распознать в очередной ленте "завещание мастера". Похоже, что этапной картиной, подходящей на грустную и благородную роль, стали "Дикие травы" /2009/.
Любое творение Алена Рене, признанного новатора киноязыка и патриарха мирового кино, обречено на тотальный разбор. Интеллектуальный монтаж, философская оценка проблем бытия, прихотливые визуальные кунштюки, хитроумные изгибы сюжета, механика "человеческой памяти" - те срезы, по лекалам которых усердные киноведы придумывают замысловатые формулы и рождают громоздкие размышления о природе кинематографа. Такой же жадный интерес к предмету можно встретить в статьях, посвященных поздним работам Жан-Люка Годара, интерпретации фильмов которого бесконечно далеко выходят за рамки собственно фильмов. Рене в построении своего cinema выступает значительно мягче Годара – упертого нонконформиста, чье агрессивное смешение стилей, отступлений, аллюзий, парадоксов, цитат и самоцитат подается без жанровой смазки и прикрытия, в оголенной прямоте текста, направленного уколом в мозг. Ален Рене, подобно своим соратникам Эрику Ромеру и Жаку Риветту, на исходе века избрал путь изящной, но простодушной лирики, издавна реабилитированной классиками французской литературы. Мелодрама, вышедшая из-под пера искусного мастера, способна немало интересного поведать о временах и нравах...
Читать на сайте
25 июня 2010
Владислав Шувалов
На последнем дыхании (о фильме "Хочу свистеть - свищу!")
Стиль румынского кино – социально обоснованного высказывания с четкой драматургией - давно обещал умереть, поперхнувшись DOC'овскими клише и заблудившись в дебрях занудного формализма. Недоброжелатели ждут не дождутся провалов флагманов "румынской волны", чтобы возвестить о том, что взлет румынской киношколы в начале XXI века был пшиком, чьим-то хитроумным тактическим ходом и примером злостного пиара. Оттого поразительным событием становится рождение энного чуда из колыбели "нового румынского кино", оказавшегося ярким, захватывающим, цельным явлением.
Читать на сайте
21 июня 2010
Владислав Шувалов
Реверсивная одержимость братьев по лагерю
В первом приближении тематика "Реверса" все та же – возвращение в прошлое и осмысление опыта сопротивления социалистическому режиму. Действие "Реверса" происходит в Польше в 1952 году. Закомплексованная дурнушка, работающая в отделе поэзии варшавского книжного издательства, никак не может устроить личную жизнь. Равнение на поэтические идеалы сводит на нет любое общение с противоположным полом. Мать с бабушкой (зажигательный дуэт Кристины Янды и Анны Полёны) сбились с ног в поисках женихов, и уже было отчаялись найти мужа своей девочке, когда на пути героини нежданно-негаданно появился герой в белом.
Читать на сайте
2 июня 2010
Владислав Шувалов
Транзистор нелюбви (о фильме "Нимфа")
Сюжетное "своеволие" тайских авторов – один из симптомов таиландской "новой волны". Подобная культура киноизложения одну часть публики гипнотизирует, другую – раздражает. Ратанаруанга спасает от критики его умение управлять сюжетом посредством фирменных "невидимых волн": уместно использованной тишины, неожиданных монтажных смычек, длительного всматривания в пейзаж, необычной межжанровой конфигурации.
Если комедийная интонация Невидимых волн /2006/ вызывала в памяти гэги Жака Тати, то Нимфа /2009/, пропущенная через фильтр "природного концепта", кажется аллюзией на кино Терренса Малика, как если бы тот вознамерился снять фильм ужасов в духе Джорджа Ромеро. Пен-Ек Ратанаруанг – киноман, получивший образование в Нью-Йоркской киношколе, и подобные аллюзии в его случае небеспочвенны. Свобода интерпретаций и включенность тайского режиссера в мировой культурный контекст позволяет подвязать к его работе самые забавные параллели – например, сравнение с пресловутым Аватаром /2009/, по-своему декларировавшим связь живой души и магических деревьев. В отличие от Кэмерона, озабоченного моделью вполне зримого будущего, таиландский автор забрасывает зрителя в некое "художественное будущее", которое способен "увидеть" отнюдь не каждый зритель. В этом "будущем" фабульные схемы остаются незаконченными и открытыми, а режиссерская задача – неочевидной и расфокусированной; акценты выводов не довлеют над фильмом, большую часть работы предстоит сделать самому зрителю.
Читать на сайте
9 мая 2010
Владислав Шувалов
Бравая чечетка на костях мюзикла (к 10-летию каннской победы фильма "Танцующая в темноте")
Фон Трир, агрессивно вторгшись на территорию американского жанра, в некотором роде пошел по пути Тарантино, предложив переосмысление классической формы, граничащее с усмешкой над нею. "Танцующая в темноте" представляла собой мультикультурный гибрид из артхауса, отмеченного дефектным изображением в духе новомодной Догмы, и замшелого голливудского мюзикла. Между Сциллой и Харибдой мирового кино датчанин "протанцевал", жонглируя сонмищем жанров, включавших судебно-процессуальную драму, мелодраму о людях с ограниченными возможностями, социальный фильм о кризисе демократии. Картина содержала семейную и криминальную темы, а также элементы музыкального кино всех типов - от фильма-ревю до рок-оперы.
В подобном же духе датский режиссер выдерживал ритм фильма, который не отличался стройностью, но был поставлен под знак всевозрастающего напряжения. Лента фонтанировала эмоциями, растекавшимися огненной лавой по зрительному залу. Отклики обычных зрителей, малоподготовленных и легко попавшихся на удочку монструозного датчанина, пестрели признаниями о невозможности сдержать слезы. Из-за натуралистичности сцен, подвижного изображения и акцентированного давления на зрителя кинотеатры не рекомендовали посещать фильм беременным женщинам, зрителям с расшатанными нервами и проблемами вестибулярного аппарата...
Читать на сайте
27 апреля 2010
Владислав Шувалов
Тео Ангелопулос: пыль времен в небе над Берлином
Тео Ангелопулос – режиссер византийского размаха со всеми вытекающими последствиями. Язык его кино возвышен, сложен, нацелен не на зрителя, но на фигуру самого автора. К 75-летию одного из последних классиков большого европейского кино "Синематека" размышляет о достоинствах кинематографа мэтра и размещает рецензию на его фильм - "Пыль времени".
Читать на сайте
13 февраля 2010
Владислав Шувалов
В дар далекой земле (о фильме Клаудии Льосы "Молоко скорби")
Реакция профессиональной общественности на победу ленты "Молоко скорби" Клаудии Льосы была предсказуемой. Те, кто не видел картину, справедливо выражали недоверие фильму из Перу – страны, чей представитель впервые в берлинской киноистории оказался участником главной гонки. Надо сказать, фестивальные дельцы давно ищут ключи к испаноязычному региону Америки, с разной степенью успеха, но верная отмычка до сих пор не найдена. Прочие варианты, ангажированные мировыми площадками, часто представляют собой лишь простецкие попытки имитации арт-мейнстрима (даже жанрового кино), а иногда наоборот – фокусническую умозрительность и натужный артхаусный бред. Код латиноамериканского мышления оказался сложен для скорой расшифровки: он включает в себя тысячелетние традиции и искрящееся многообразие культур.
Читать на сайте
9 декабря 2009
Владислав Шувалов
Штирлиц с нами!
8 декабря в Москве прошли похороны выдающегося русского актера Вячеслава Тихонова, сыгравшего более чем в полусотне фильмов и создавшего ряд безусловных культовых образов советского кинематографа.
Есть актеры, способные с блеском выступать даже в слабых фильмах. Они сообщают картине благородство исполнительской осанки и накрывают зрителя лавиной нежного обаяния. Такими были Марчелло Мастроянни или Ив Монтан. К ним относится и Вячеслав Тихонов, обладатель редкой мужской красоты, транслирующий ее с достоинством и без щегольства. Актер прирожденного дара и символической высоты ушел. Сакраментальная фраза, некогда брошенная опасным персонажем в след советскому разведчику, теперь будет отдавать горечью: "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!"
Читать на сайте
8 декабря 2009
Владислав Шувалов
М. как Мельес (о фильме "Барон Мюнхгаузен")
Художественная программа чешского режиссера Карела Земана принципиальна и непоколебима в своей направленности. Вряд ли она примыкает к рядовому чехословацкому кино, несмотря даже на всегдашнюю увлеченность чешских авторов иносказательными мотивами и причудливой образностью. Земан на протяжении всей жизни разрабатывал свой личный код визуальной реальности. Он снимал сказки, что по нынешним временам держит автора во втором ряду и уличает в потворстве пубертатным рефлексам публики, хотя нельзя не обратить внимания, что его картины были не по-детски чувственны. Однако если считать ребенка самым придирчивым собеседником, то художника, возлагающего на себя ответственность общения с таким зрителем, следует уподобить циркачу, играющему с огнем. Влияние на формирование опыта нельзя переоценить, и ошибки здесь критичны. Настоящие сказочники, умеющие создать иной мир на расстоянии вытянутой руки, всегда в цене.
Читать на сайте
29 ноября 2009
Владислав Шувалов
Бартон Финк подсчитывает барыши (к 55-летию Джоэла Коэна)
Братья Коэны – счастливчики, каких мало. Классики американского независимого кино одарены наградами, являющимися мечтой любого кинематографиста. Коэны, безусловные мастера и махровые стилисты, умеют снимать разные фильмы и нравиться разной публике. К юбилею старшего из братьев "Синематека" попыталась поверить их искусство нетипичным образом - кассовыми сборами, и результат превзошел ожидания.
Читать на сайте
24 ноября 2009
Владислав Шувалов
Королевские дебюты Эмира (к 55-летию выдающегося режиссера кино)
Неслучайно Эмира Кустурицу называют "цыганским бароном" и сравнивают с Федерико Феллини. Мэтров мировой кинорежиссуры объединяет неистовая энергетика и умение превращать повседневную жизнь в кино, а кино делать источником жизненного вдохновения. К юбилею режиссера "Синематека" обратилась к раннему периоду югослава, настаивая на том, что уже в 70-е годы Кустурица снимал шедевры.
Читать на сайте
21 ноября 2009
Владислав Шувалов
Он врет (о фильме "Мое имя не Джонни")
То, что бразильская нищета в условиях повального беззакония и наркозависимости порождает безумные картины о неуправляемой преступности, вооруженной до зубов и способной сопротивляться чуть ли не регулярной армии, нам доходчиво объясняли лидеры бразильского арт-мейнстрима Город Бога и Элитный отряд. В этих лентах насилие правит бал: здесь стреляют быстрее, чем разговаривают, оружие носят даже дети, а убить человека так же легко, как выкурить сигарету. Режиссер Мауру Лима решил дать свою интерпретацию первопричин столичной преступности на примере биографии реального наркодилера, который до сих пор живет и здравствует, но, по уверению создателей байопика Мое имя не Джонни /2008/, с наркотиками решительно завязал. Собственно, героя фильма Жуана Эстрелу весь Рио-де-Жанейро знает именно как "Джонни", как бы тот не отнекивался. Неуч и лоботряс, мечтавший о сладкой жизни, от нечего делать занялся торговлей наркотиками и на этой ниве прославился.
Читать на сайте
5 ноября 2009
Владислав Шувалов
Кира Муратова и ее неукротимая стихия
Кира Муратова – единственная представительница русскоязычной кинокультуры, о творчестве которой можно возвышенно сказать, что оно выражает связь времён. Её кино неизменно находится на острие злободневности, оказываясь актуальным по форме, содержанию, месседжу. О Муратовой сказано всё (или почти всё), но уникальность её поэтики и пристальное внимание к "человеческому материалу" не дает покоя исследователям.
Читать на сайте
29 октября 2009
Владислав Шувалов
Готика как вестник спасительного варварства
Мир охвачен страстью ко всему "готическому". Страдая от несовершенства, человек стремится в неведомые сферы, которые даруют ему буйство ощущения, позволяющее приподняться над самим собой К началу первого российского Фестиваля готического кино "Синематека" обратилась к генеалогии "киноготики", пытаясь разобраться в ее истории, магии, философии.
Читать на сайте
20 октября 2009
Владислав Шувалов
2morrow-2009. Алехандро Ходоровский, священная гора
Девиз 2morrow-2009 ("Молодость не зависит от возраста") был, похоже, специально придуман для главного чуда фестиваля, коим стал чилийский кинорежиссер, художник и писатель Алехандро Ходоровский, приглашенный председательствовать в жюри 3-го Фестиваля современного кино. В этом году у Ходоровского юбилей. Однако, глядя на такого подвижного и активного господина, герою фестиваля ни за что не дашь 80 лет.
Читать на сайте
19 октября 2009
Владислав Шувалов
2morrow-2009. Он - вампир, что для него оптимально
Неспособность или нежелание брать в главные герои обычных людей вынуждает Пак Чхан Ука обращаться к киборгам и вампирам разного рода. В своей биографии Пак снял только один фильм для зрителей с нормальными, не гипертрофированными реакциями на кровь и насилие ("Объединенная зона безопасности"), хотя прорыв Пака на мировую авансцену связан с действительно красивой, и отнюдь не пуританской поэмой жестокости ("Олдбой").
Читать на сайте
18 октября 2009
Владислав Шувалов
2morrow-2009. Моя страна Румыния
"Полицейский, прилагательное" - фильм не о полицейском расследовании или поимке наркомана, а об "ожидании события", о колоссальной потере времени, о вопиющей бессмысленности многих наших действий, из чего вытекает и сочувствие к "собачьей работе" следователя, и жалость к пацану, и ненависть к системе. Порумбою дает возможность зрителю побыть в роли филера и сыщика – случай почти уникальный в игровом кино.
Читать на сайте
17 октября 2009
Владислав Шувалов
2morrow-2009. Три линии артхауса
Главная героиня религиозной притчи "Хадевейх" панически влюблена в Христа и неприступна для других радостей жизни. Селин хотела бы остаться в монастыре, но ее поведение пугает настоятельниц - девушка морит себя голодом, мучает холодом, не приемлет устава. Настоятельницы усматривают в проявлении ее чувств неискренность и гордыню, отправляя из монастыря во внешний мир...
Читать на сайте
17 октября 2009
Владислав Шувалов
2morrow-2009. Пределы фестиваля и фильм открытия
"Фильмом открытия" 2morrow-2009 стала новая лента Джима Джармуша Предел контроля (фильм закуплен компанией "Централ Партнершип" и будет выпущен в российский прокат 22 октября). После прямолинейной и внятной лирики Сломанных цветов Джармуш, словно назло критикам, в следующей картине решил напустить туману. Но если на уровне деталей и отдельных образов фильм не расшифрован, то его общая идея кажется понятной.
Читать на сайте
15 октября 2009
Владислав Шувалов
Тодд Солондз, прирожденный отщепенец (к 50-летию режиссера)
Автора фильмов "Счастье" и "Сказочник" одни зрители считают мастером социальной сатиры и выразителем тонких душевных настроек, другие – мизантропом и социопатом, использующим экран для реабилитации своих грязных мыслей. К юбилею Тодда Солондза "Синематека" обратилась к его творчеству, попытавшись раскрыть одну из самых герметичных фигур американского киноиндепендента.
Читать на сайте
29 сентября 2009
Владислав Шувалов
Золотой кинохрам Кона Итикавы открыт для посещений
К началу уникальной ретроспективы фильмов японского режиссера Кона Итикавы, проводимой Музеем кино в ЦДХ, "Синематека" подготовила обзор творчества этого замечательного постановщика и рецензию на один из фильмов московской программы – медитативную драму "Пламя" /1958/.
Кон Итикава (1915-2008) не был первым в ряду японских режиссеров, о которых принято вспоминать, когда речь заходит о классике (может быть поэтому значительная часть его творчества пока не получила повсеместного распространения). Однако это вовсе не значит, что режиссер не вызывает интереса. Послевоенное поколение кинематографистов, в числе которых помимо Итикавы были Канэто Синдо, Масаки Кобаяси и Кэйскэ Киносита, подготовило приход японской "новой волны". Режиссеры, дебютировавшие в 40-е годы, смело участвовали в изменении киноязыка, но при этом относились к киновысказываниям с позиций моральной ответственности.
Читать на сайте
28 сентября 2009
Владислав Шувалов
Не стреляйте в актера! (о фильме "Частная жизнь")
Вышла в свет коллекция фильмов Луи Маля на 20-ти дисках, охватывающая творческий период режиссера с 1958 по 1986 год. Однако "Синематека" вспоминает фильм Маля, который не вошёл в объемное издание от Cinema Prestige. Это "Частная жизнь", четвертая лента прославленного режиссера, на её съемочной площадке бок о бок работали Брижит Бардо и Марчелло Мастроянни. Обе звезды экрана родились 28 сентября.
В январе 1962 года, после выхода мелодрамы "Частная жизнь", многие смогли убедиться, что Луи Маль, самый молодой французский режиссер из числа дебютантов бурных 50-х, не был сподвижником "новой волны", а даже наоборот – латентным проводником традиции, т.н. "папашиного кино".
Читать на сайте
24 сентября 2009
Владислав Шувалов
Альмодовар: беспечный елдак испанского кино
К 60-летию самого известного испанского режиссера наших дней "Синематека" обращается к фильмам того периода, когда Педро Альмодовара сравнивали с Бунюэлем, Моррисси и Феррери, когда его фильмы вызывали опасения ханжей и консерваторов от кино, когда его репутация не была глянцевой, а сам он слыл бунтарем и хулиганом.
Читать на сайте
18 сентября 2009
Владислав Шувалов
Троянский конь (о фильме "Волчок")
Острота и полярность реакции на "Волчка" напоминает историю столкновений вокруг авторского радикализма "Груза 200". Обозреватель "Синематеки" настаивает, что пугаться фильма не следует, но отмечает, что молодое российское кино прошло еще одну точку невозврата.
Читать на сайте
8 сентября 2009
Владислав Шувалов
Пастух своих коров (о фильме "Лицо в толпе")
В 1957 году умер Джозеф Маккарти, республиканец и антикоммунист, чьи именем был назван всем известный постыдный эпизод в политической истории безупречно либеральной и вечно демократической страны. Маккартизм поломал многие биографии и авторитеты: одна из подбитых репутаций принадлежала Элиа Казану, режиссеру, обладавшим фантастической популярностью в конце 40-х - начале 50-х. Менее чем за десять лет, Казан четырежды номинировался и дважды признавался Американской киноакадемией "лучшим режиссером" (за Трамвай Желание /1951/ и В порту /1954/). Однако после того, как акция травли инакомыслящих, была свернута, Казан остался у "разбитого корыта" и впредь не вызывал энтузиазма академиков. Его фильмы позднего периода (Сделка /1969/, Посетители /1972/, Последний магнат /1976/) не были такими уж слабыми, чтобы не заслужить номинацию на Оскар хотя бы и во второстепенной категории.
Читать на сайте
4 сентября 2009
Владислав Шувалов
Пытка красотой (о фильме "Моргиана")
Юрай Герц, как никто в чехословацком кино, умел передать через экран холодное дыхание смерти. Зная биографию режиссера, становится не по себе, ведь в детстве он был узником концлагеря (даже двух - Равенсбрюк и Заксенхаузен). Художник, ребенком прошедший ад, открыл в себе возможность говорить о табуированных вещах. В шедевральном антифашистском гротеске ("Крематор") /1969/, Герц поэтически и виртуозно изображал мир падали и гниения. Главный герой – работник крематория был настолько предан своему делу, что в мертвечине видел гармоническую красоту, а в траурной тишине слышал изящную мелодию...
Читать на сайте
2 сентября 2009
Владислав Шувалов
Да здравствует самоволка! (о фильме "Последний наряд")
Третья по счету режиссерская работа Хэла Эшби стала одним из самых знаменитых фильмов "серебряного века Голливуда", блистательным роуд-муви и актерским фейерверком, одной из лучших картин о товариществе и подлинных ценностях.
Два морских пехотинца получают приказ этапировать в тюрьму другого штата осужденного моряка. Джек Николсон играет одного из конвоиров, славящегося крутым нравом, за что он и получил колючее прозвище "Badass" ("Злыдень", "Подлюга"). Поначалу "Подлюга" несильно озабочен моральной стороной миссии, рад возможности гульнуть недельку на гражданке за казенный счет. Однако "опасный преступник", которого надлежит конвоировать, оказывается не грозным аллигатором, а божьей коровкой...
Читать на сайте
31 августа 2009
Владислав Шувалов
401-й удар Жан-Пьера Лео
К старту венецианского МКФ и 40-летию фестивальной премьеры фильма П.-П. Пазолини "Свинарник" "Синематека" обратилась к творчеству Жан-Пьера Лео, французского актера и наперсника "новой волны", при чьем участии вышли в свет великие и всем известные картины 60-х. Надо заметить, что для Лео текущий год также стал юбилейным.
Читать на сайте
14 августа 2009
Владислав Шувалов
День Победы (о фильме "Бесславные ублюдки")
Не секрет, что очередная картина Квентина Тарантино является одной из самых ожидаемых лент прокатного сезона. Публика ждет от автора "Криминального чтива" сильных эмоций, жанровых прорывов, признаний в любви киноискусству. И Тарантино, по мнению обозревателя "Синематеки", остается верным себе, не обманывает ожиданий и отстаивает заслуженные титулы - синефила, моралиста и хозяина аттракциона кино.
Читать на сайте
13 августа 2009
Владислав Шувалов
[Не]мой Хичкок. К 110-летию со дня рождения патриарха кино
"Кино есть Хичкок", – говорил Жан-Люк Годар. Эта формула неоспорима и спустя десятилетия. Фильмы Хичкока притягивают к себе потоки признательности авторов и ремесленников, критиков и публики, киноманов широкого и узкого профиля. О нем написаны тома книг и горы статей. Поэтому "Синематека" к юбилею любимого автора решила обратиться к наименее известному периоду мастера и пересмотреть все фильмы дозвуковой фильмографии мэтра.
Читать на сайте
8 августа 2009
Владислав Шувалов
"Бегущие по лезвию сабли" (о фильме "Дуэлянты")
8 августа исполняется 60 лет американскому актеру Киту Кэррадину, представителю знаменитой актерской династии, создавшему череду ярких образов в фильмах своих любимых режиссеров Роберта Олтмена и Элана Рудольфа. Юбилей актера "Синематека" отмечает рецензией на гусарскую балладу "Дуэлянты", наилучшим образом проявившую актерские достоинства юбиляра и романтический ореол его ролей.
Читать на сайте
5 июля 2009
Владислав Шувалов
Зеркало для героя (к 120-летию Жана Кокто)
К юбилею сакральной фигуры французского поэтического кино "Синематека" обращается к легендарной автобиографической трилогии автора ("Кровь поэта" - "Орфей" - "Завещание Орфея"), которая по-прежнему не поддается анализу, требуя от зрителя интуитивного расположения и тонких настроек
Читать на сайте
1 июля 2009
Владислав Шувалов
ММКФ-2009. Обыкновенное чудо московского кинофестиваля
Московский фестиваль, безусловно, входит в череду мировых форумов, у которого случаются удачи с не меньшей вероятностью, чем у его зарубежных конкурентов. Другое дело, что фестиваль делают удачным не только качественный конкурс, обилие программ, присутствие именитых гостей, усиленное внимание прессы. В первую очередь кинофорум остается в истории, благодаря своей наградной карте.
Читать на сайте
8 августа 2009
Владислав Шувалов
Сердца (о фильме "Любовники")
Все-таки непредсказуема судьба фильма. То тут, то там встречаешь десятки картин, откровенно искусственных, а то и просто бездарных, прогибающихся от обилия навешанных медалей. Кажется, что в чересполосице фестивалей, больших и малых, для каждой картины найдется своя премия. 4-ый фильм Джеймса Грэя был номинирован в прошлом году на "Золотую пальмовую ветвь", а в этом - уже сам режиссер был приглашен в большое каннское жюри. Казалось бы, прогресс очевиден – тем удивительнее парадокс: одна из лучших лент американского кино сезона 2008 года не получила на родине ни единого поощрения, ни одной номинации на премию Американской киноакадемии и Голливудской ассоциации иностранной прессы ("Золотой глобус").
Читать на сайте
15 июня 2009
Владислав Шувалов
ММКФ-2009: что смотреть?
Приближается горячая пора для столичных киноманов. В конце июня истовые поклонники кино откладывают свои обычные дела, сворачивают активность на общественном и семейном фронте, чтобы предаться любимому наслаждению. У нас принято поругивать родные инициативы, но без особых преувеличений хочется воскликнуть, что Московский международный кинофестиваль на две недели превращает столицу в лучший город Земли. Наибольший зрительский энтузиазм вызывают премьерные показы свежих фестивальных шлягеров. Издавна успех внеконкурсной части ММКФ оценивается участием лауреатов Берлинского и Каннского фестивалей отчетного года...
Читать на сайте
6 июня 2009
Владислав Шувалов
Над Боготой проплывают наши облака (о фильме "Избранные")
22-хлетняя Друбич, только что окончившая мединститут, взрослевшая и набиравшаяся профессионализма буквально на глазах, уже заработала амплуа прелестного создания, чьим фирменным приемом была деликатность тургеневской барышни. Лучше всего ее роль в кино Соловьева была сформулирована самим Соловьевым, который искал (и находил в Друбич) очарование "вечной женственности", покоряющей мужчину и заставляющей его вести себя с достоинством.
В "Избранных" героиня по имени Ольга - робкая, набожная, смиренная девушка, настрадавшаяся от мужа-хама, честная и верная мать, сопротивлявшаяся вольностям, доверят себя чужестранцу, который обрабатывал девушку весьма целеустремленно, добиваясь расположения через дружеские отношения с ее сыном и красоту ухаживания.
Читать на сайте
6 июня 2009
Владислав Шувалов
Юбилей на кризисной волне (к старту Кинотавра-2009)
Открытый Российский кинофестиваль, известный как "Кинотавр", в этом году празднует юбилейный выпуск. Организаторы будут принимать поздравления и подводить итоги, а также планируют собрать в одном месте всех лауреатов с 1990 года, даты первого фестиваля. За прошедшее время фестиваль превратился из привилегированного междусобойчика на берегу моря в крупнейшее мероприятие по российскому кино, став структурной единицей отечественного кинопроцесса.
Читать на сайте
27 мая 2009
Владислав Шувалов
Вера Орлова, синяя птица протазановского кино
К 115-летию актрисы, работавшей с легендарными деятелями отечественной культуры Яковом Протазановым и Иваном Мозжухиным, "Синематека" вспоминает далекие фильмы русского немого, которым суждено было стать знаковыми событиями в киноистории. Орлова была занята в ателье Иосифа Ермольева, одной из четырех крупнейших кинофабрик России. Глава производства был известен как крупный прокатчик...
Читать на сайте
12 мая 2009
Владислав Шувалов
Физика ада (о фильме "Замри – умри – воскресни!")
В продолжение празднования юбилея Музей кино предложил москвичам ретроспективу отечественных фильмов, снятых в год своего образования. Очередь из "перестроечных" картин лучше всего характеризует противоречивость эпохи и жестоко подчеркивает неумолимое течение времени. "Синематека" обращается к наиболее дискуссионным работам программы "Нам 20 лет: год рождения 1989".
Читать на сайте
2 апреля 2009
Владислав Шувалов
Цветы Аньес
Архивная часть Кинофестиваля франкофонии-2009 была представлена выборочными работами французской постановщицы Аньес Варда. Принадлежа эстетике и идеям "новой волны", Варда начала практиковать кинематограф свободной наррации значительно раньше легендарной плеяды критиков из "Кайе". Её первый фильм "Пуэнт Курт", монтажером в котором выступил Ален Рене, был снят в 1954 г. Сегодня без её имени не обходится ни одна историческая справка о славных временах французского кино. Кроме того, Варда - пожалуй, единственная женщина-режиссер "новой волны".
С самого начала Варда была одним из самых своеобычных авторов.
Читать на сайте
30 марта 2009
Владислав Шувалов
Мать Серафина от ангелов (о фильме "Серафина")
Неожиданные открытия поистине очаровательны. Художественная драма Мартена Прово, которую прошляпили все крупные фестивали, в январе 2009 года получила 9 номинаций на премию "Сезар", реализовав 7 наград, в том числе за лучший фильм, сценарий, работу оператора, художника, костюмера, композитора. Также премию получила бельгийская актриса Иоланда Моро за исполнение женской роли. Судьба "Серафины" словно повторяет судьбу героини фильма, перед которой после случайной счастливой встречи замаячили слава и признание. Третий игровой фильм Мартена Прово выполнен с гуманистической ажитацией, которая всегда отличала бельгийскую школу, и с чуткостью к деталям, свойственной французской традиции изобразительной насыщенности...
Читать на сайте
27 марта 2009
Владислав Шувалов
Королевская роскошь свободы (о фильме "Версаль")
Версаль – это не только дворцовые красоты. Нырнув за изгородь в лес, обрамляющий парадный ансамбль, у Шоллера сразу проваливаешься в экстерриториальную магическую дыру, пространство неизвестного времени, призраки которого вызывают сочные ассоциации в спектре от разбойников эпохи Александра Дюма до беспросветного футуризма Михаэля Ханеке (немалая часть картины проходит в темноте, что напоминает светоконтрастные решения "Времени волков"). На самом деле, музейный заповедник населяют не волки, а бомжи – по-французски чудаковатые и безобидные одиночки, порвавшие с социальной целеустремленностью и потребительским усердием.
Читать на сайте
23 марта 2009
Владислав Шувалов
Кино на выданье (о фильмах "Француженка" и "Пение невест")
В современной Франции одним из факторов социального беспокойства являются этноконфессиональные отношения. Восьмую часть 60-миллионного населения страны составляют мусульмане. Кинематограф, по своей природе являясь инструментом описания жизни, а также средством, способствующим диалогу культур, давно заинтересовался "арабской темой". Всё чаще инициаторами высказываний по вопросам соседства арабского и европейского сознания в национальном кино выступают не коренные французы, а иммигранты, и сегодня презентация национального реализма уже немыслима без арабского колорита.
В программе Кинофестиваля Франкофонии было два фильма этнической направленности – "Пение невест" и "Француженка". Действие обеих картин происходит вдали от континентальной Франции, оба фильма поставлены женщинами.
Читать на сайте
6 марта 2009
Владислав Шувалов
Канн говорит по-испански
Ввиду знания специфики фестивальной аудитории ставку организаторов Латинофиесты на короткометражную секцию можно считать оправданной. Подавляющее большинство посетителей подобных мероприятий составляют молодые люди – а городское юношество, как известно, тяготеет к восприятию коротких сообщений (тут можно сослаться на неизменный успех в Москве анимационных программ или энергичных опусов из цикла "Futureshorts"). Кроме того, получить знатные полнометражные фильмы в Россию значительно сложнее, чем короткометражные. Вне зависимости от фестивального признания фильмы нестандартного метража могут бесконечно долго прозябать на обочине прокатных трасс, довольствуясь разовыми показами.
Три короткометражные программы II фестиваля латиноамериканского кино включали картины разного уровня – от профанских и случайных до перспективных и именитых.
Читать на сайте
4 марта 2009
Владислав Шувалов
Короткий фильм о юности
Программы II-ого фестиваля латиноамериканского кино до известной степени отражают юный возраст фестиваля - в панораме превалирует молодежная тема, фильмы, снятые молодыми и для молодых. Поэтому значительное место, отведенное программам короткого метра, не кажется случайным. Если ориентированное на молодежь полнометражное кино, расписываясь в своем бессилии, вызывает желание задвинуть его куда подальше (вроде безыскусной одиозной драмы "Девчонки" или утомительной трэш-поделки "Прах ангела"), то студенческие короткометражные работы позволяют отмежеваться от поисков искусства и неряшливой субъективности: ученические эскизы должны подтвердить факт овладения азами профессии, и не предполагать иного.
Читать на сайте
28 февраля 2009
Владислав Шувалов
Империя или фантом? (о фильме "Темный/освещенный")
Поиск перспективных имен предлагает II фестиваль латиноамериканского кино Latinofiesta, в программе которого можно встретить имена, неизвестные не только у нас в стране, но и вообще доселе не имевшие выхода за пределы южноамериканских площадок. Таким занятным образцом экспериментального кинематографа является дигитальное эссе чилийского режиссера Мигеля Анхеля Видаурре "Темный/освещенный" /2008/. Фильм имеет мало шансов на распространение, поскольку поклонников ассоциативного экстремизма и свободных интерпретаций по определению не так много. Но для зрителя, который не терпит нарративного прессинга и всем прочим удовольствиям предпочитает самолично творить смысл, связывая эпизоды в любой последовательности, фильм Видаурре - находка.
Читать на сайте
11 февраля 2009
Владислав Шувалов
Ищейка против сыщика
11 февраля исполнилось сто лет американскому режиссеру, сценаристу и продюсеру Джозефу Лео Манкевичу. "Синематека" отмечает юбилей дуэлью двух экранизаций детективной пьесы "Игра навылет", автором первой из которых стал Манкевич.
Читать на сайте
6 февраля 2009
Владислав Шувалов
Микко Нисканен – неоромантик финского кино
...выполненная в манере популярного в те годы итальянского неореализма романтическая драма "Мальчишки" открыла ретроспективу Музея кино. К съёмкам фильма режиссёр привлек непрофессиональных актеров, что соответствует неореалистическому подходу. В сюжете о провинциальных финских подростках, переживающих трудную военную пору, угадываются (несмотря на основу повести Пааво Ринтала) автобиографические признаки; Нисканен по сути рассказывал о своих сверстниках. Пятеро подростков из северной финской глуши не замечают прихода обрушившейся на Европу войны. Они радуются, что их городок оказался вовлеченным в жизненный водоворот – война здесь проявляется в проходящих на Восток военных эшелонах и появлению на улицах немецких солдат, заигрывающих с местными дамочками. Герои выглядят обычными пацанами, далекими от политики, скучающими в школе и безобразничающими на манер банды Квакина из "Тимура и его команды".
Читать на сайте
3 февраля 2009
Владислав Шувалов
Финский треугольник (о фильме "Черный лед")
Семейная драма неизвестного скандинавского режиссера, ныне продемонстрированная Музеем кино в рамках ежегодного цикла, посвященного финскому кинематографу, сразу обращает внимание на необычный факт. "Черный лед" лишен ожидаемого гротеска, странности в поведении героев, искусственной заторможенности действия – внешних признаков неподражаемого почерка выдающегося Аки Каурисмяки, который внес немалую лепту в создание зарубежного стереотипа о загадках финского менталитета. И даже скандинавского в целом, памятуя о международной славе представителей аутистической черной комедии - шведа Роя Андерссона и норвежца Бента Хамера. Финн Петри Котвица, 1964 г.р., выходец из маленького городка Парайнен, со второй режиссерской работой оказался в числе соискателей "Золотого медведя" на Берлинале-2008. Но это был не его фестиваль.
Читать на сайте
19 января 2009
Владислав Шувалов
Игры слонов на диком поле (об итогах отечественного киногода-2008)
Все мы знаем, что признание успеха той или иной художественной работы относительно. Произведения, которые сегодня видятся актуальными, уже назавтра могут ослабить свои лидерские факторы (художественной мощи, идеологической своевременности, авторской смелости), а послезавтра и вовсе утратят зримые достоинства, окажутся устаревшими и не удовлетворяющими насущных зрительских потребностей, которые всегда определяются одинаково – силой отклика на презентацию неожиданных смыслов, предложенных в оригинальной и увлекательной форме.
Ключевые определения успеха фильма на короткой дистанции – "неожиданный", "оригинальный", "увлекательный": без них не разглядеть ни "смысла", ни "формы". Умение вызвать в публике желаемое качество восприятия составляет суть творческой одаренности художника. Спрогнозировать зрительское впечатление пытаются многие – но получается не у каждого.
Читать на сайте
25 декабря 2008
Владислав Шувалов
Сталкер-2008: лидеры и фантомы
Фестиваль, который прошел в московском Доме кино, в 14-ый раз нес свое гордое название. Сталкер – это и вершина киноискусства, знакомая каждому зрителю, и проводник в мир грез, и духовный попутчик, и просто персонаж не от мира сего, презревший рациональные основы мира и движимый некими запредельными силами, "высшим сталкером".
Читать на сайте
24 декабря 2008
Владислав Шувалов
Операция "С Новым годом!"
В канун новогодних праздников зрители становятся жертвами рекламного террора – ведь, согласно расчетам бизнесменов, которые подкреплены статистикой предыдущих лет, зимние каникулы являются самыми доходными днями прокатного календаря. В двухнедельный перерыв народ успевает не только отдохнуть и отоспаться, но и несколько одуреть от полулежачего времяпрепровождения. На этом феномене русского отдыха и строится расчёт киношников. Считается, что народ в массе своей в остальные времена года в кино не особо стремится – и смотреть нечего, и дорого, а тут (хотя бы от безделья) зритель на автопилоте готов идти в кинотеатр. Недлинная история российского кинобизнеса вторит новогодним раскладам. После того, как Первый канал втюхал Ночной дозор всей стране, оказалось, что блокбастером можно сделать практически любой фильм (даже тупую языческую вампуку) при условии, что...
Читать на сайте
18 декабря 2008
Владислав Шувалов
"Старость - в радость" (о фильме "На девятом небе")
Сюжет семейной драмы с эротическим уклоном внешне укладывается в схему лирического треугольника - жена заводит на стороне любовника, что приводит к распаду семьи. Фабулу можно было бы счесть достойной латиноамериканского кино (самого невзыскательного уровня) и благополучно о фильме забыть, если бы не одна важная деталь. Она переворачивает законы сердечного жанра и настраивает на пристальное внимание к предложенной теме, провоцирующей дискуссию вокруг банального житейского адюльтера. Все герои фильма "На девятом небе" – муж, жена, любовник – люди пожилого возраста. Когда кинематограф фокусирует объектив на жизни пожилых людей, зрителю, как правило, предлагается тема "уходящего времени"...
Читать на сайте
15 декабря 2008
Владислав Шувалов
Кинопоход 2009 (обзор событий 76-ого Кинорынка)
Российский международный кинорынок проходит три раза в год. 76-ое по счету мероприятие было проведено в Москве (в качестве альтернативных площадок обычно выбирают ещё Сочи, в дни проведения Кинотавра, и Санкт-Петербург). В течение первой декабрьской недели в киноконцертном комплексе гостиницы "Космос" владельцы киноправ презентовали пакеты фильмов столичным и региональным прокатчикам.
Читать на сайте
12 декабря 2008
Владислав Шувалов
Армейский магазин
Одной из важнейших парабол, поддерживающих потенцию современного западного киномира, является проблема адаптации травмированного сознания к мирной реальности. Чем резче заточена тема, чем острее лезвие, которая отделяет войну от мира, тем актуальнее выглядит киновысказывание. Но нередко озвученная проблематика служит лишь смазкой для движения фильма по жанровым рельсам. Поразительно, что сразу несколько картин, предложенных Фестивалем немецкого кино, обслуживают тему "возвращения с войны": в двух лентах присутствовала тема дезертирства, а в третьей – социальная акклиматизация демобилизованного ветерана.
Читать на сайте
7 декабря 2008
Владислав Шувалов
Четвертый рейх (о фильме "Эксперимент-2")
Седьмой фестиваль немецкого кино был открыт эффектной антифашистской историей, рассказанной на языке молодежной драмы – Эксперимент 2 (в оригинальном переводе Волна). Словами "welle", "vague", "wave", как правило, обозначают новые социальные и художественные явления, которые имеют программную основу и нередко направлены на общественную провокацию. В русском языке слово "волна" не имеет того бунтарского и волнующего значения, какое присутствует в иностранных языках, поэтому неудивительно, что "Премиум Фильм", российский прокатчик, решил отказаться от буквального перевода. Фильм молодого режиссера Денниса Ганзеля был привязан в качестве мнимого продолжения к умеренно популярному некоторое время назад психологическому триллеру Оливера Хиршбигеля Эксперимент.
Читать на сайте
30 ноября 2008
Владислав Шувалов
Гаэль Гарсия Берналь. В ритме "драма/мекс"
Симпатяга Берналь вошёл в профессию в период, когда мексиканские режиссёры заставили говорить о себе мир, и к тридцати годам он успел сделать немало. С первого же фильма дебютанта запомнили в лицо на всех континентах, и сегодня Гаэль Гарсия Берналь – секс-символ, звезда арт-мейнстрима и, что важнее, один из непосредственных участников т.н. "мексиканского вторжения" в Голливуд.
Читать на сайте
10 ноября 2008
Владислав Шувалов
Золотой экстаз Эннио Морриконе
10 ноября Морриконе исполнилось 80 лет. Он вошёл в возраст почетного ветерана, который ежегодно удостаивается какой-нибудь премии за вклад в развитие киноискусства - и можно не сомневаться, что он будет получать награды и впредь. Морриконе – действующий композитор и концертирующий дирижер, он плодовит (как большая неаполитанская семья) и стремителен в работе (как кольт "человека без имени").
Читать на сайте
5 ноября 2008
Владислав Шувалов
Волатильность Бонда (о фильме "Квант милосердия")
После апгрейда шпионской эпопеи Мартином Кэмпбеллом и с приходом на службу в МИ-6 Дэниела Крэйга франшиза обрела второе дыхание. Сериал миновал фазу кризиса, вышел из капремонта, на испытаниях показал обнадёживающие результаты – казалось, что на ближайшие годы бондиане ничто не угрожает.
При чуть более выстроенной композиции, меньшей спешке и значительном внимании к связке транснациональных эпизодов, которые представлены разомкнутыми звеньями, сюжет Кванта милосердия, в хорошем смысле, мало чем отличался бы от любого другого фрагмента бессмертного сериала.Двадцать второй фильм начинается с того же места, на котором закончилось действие предыдущей главы бондианы - поэтому перед его просмотром неплохо бы освежить концовку Казино "Рояля"…
Читать на сайте
30 октября 2008
Владислав Шувалов
"Замри, умри…" (о фильме "Джонни - Бешеный пёс")
Подростки из батального крошева "Джонни - Бешеный пёс", по сравнению со своими колумбийскими сверстниками, играют в более опасные игры. Собственно, действия партизанского отряда "Дилеры смерти" язык не повернётся назвать "играми". Равно как и членов этой банды, 12-15-тилетних выродков-головорезов, нельзя назвать "детьми". Фильм начинается с налёта несовершеннолетних повстанцев на деревню. Гипертрофированное псевдодокументальное изображение, состоящее их сверхкрупных ракурсов, поданных в рапиде, не сразу даёт понять происходящее. Лишь только по звуку (крик, плач, оскорбления, стрельба) и обрывочным планам, словно снятым скрытой камерой, складывается впечатление о внезапности и неотвратимости того ужаса, с которым столкнулась несчастная либерийская деревушка. Людей выгоняют из домов наружу, ставят на колени, унижают оскорблениями, обирают и мародёрствуют, убивают.
Читать на сайте
27 октября 2008
Владислав Шувалов
Аттестат зрелости (о фильме "Класс")
Самой долгожданной лентой внеконкурсной программы II МКФ "Завтра"/2morrow стала педагогическая драма французского режиссёра Лорана Канте "Между стен", получившая распространение (в том числе, в нашей стране) под англоязычным названием "Класс". Отобранный для участия в каннском конкурсе в последнюю очередь, равно как и показанный в один из последних дней фестиваля, "Класс" с наскока сорвал главный приз киноолимпа, оставив смутное ощущение случайного награждения. Предыдущий каннский триумфатор - румынская драма "4 месяца, 3 недели, 2 дня" - имела неоспоримое лидерство.
Читать на сайте
21 октября 2008
Владислав Шувалов
Млечный путь баска (к 50-летию Хулио Медема)
Испанский режиссер Хулио Медем с легкостью тореадора управляется с горячими психологическими экзерсисами, пылкой нагой фактурой, неприступными пейзажами райской красоты, квазифилософскими и мистическими сюжетами. За ним укрепилась репутация мастера широкого профиля, которому по плечу пасторальные поэмы, остросюжетные мистерии, знойные мелодрамы.
Читать на сайте
1 октября 2008
Владислав Шувалов
Садао Яманака: мат в три хода
Ретроспектива японской киноклассики, представленная Музеем кино, в качестве ключевой фигуры юбилейной (десятой) программы предложило имя, в нашей стране неизвестное. Речь идёт о режиссёре, который погиб в возрасте 29 лет, но успел оставить после себя несколько необыкновенно зрелых для столь молодого возраста работ, которые спустя более 70-ти лет сохраняют свежесть новизны и мощь художественного впечатления - это Садао Яманака.
Читать на сайте
25 августа 2008
Владислав Шувалов
Турецкий гамбит Фатиха Акина
Продукция, относимая к артхаусу, в художественном плане, как правило, подразумевает авторский выворот, наличие усложненного кинодискурса. О фильмах Акина, которому исполнилось 35 лет, этого не скажешь. Они рассчитаны на массовую аудиторию, сняты доступным кинематографическим языком и, буквально, следуют шаблонам зрительского кино. При этом его кино нацелено не только на развлечение публики.
Читать на сайте
23 августа 2008
Владислав Шувалов
Пак Чхан Ук. Причастие господина Жесть
За сравнительно короткий период корейский режиссер Пак Чхан Ук стал одним из фаворитов мирового фестивального движения и верным любимцем поклонников азиатского кино. Режиссеру всего лишь 45 лет - по случаю дня рождения "Синематека" публикует обзор его короткой, но яркой творческой карьеры.
Читать на сайте
26 июля 2008
Владислав Шувалов
Одиссей космического масштаба (к 80-летию Стэнли Кубрика)
Ещё при жизни имя Стэнли Кубрика вызывало священный трепет у зрителей, критиков и цеховой братии – сегодня тем более ничто не мешает сиянию его величия. Мегаломан и монстр, гений и классик – история мирового кино едва насчитает с десяток имён, обладающих аурой беззаветного почитания. История любит чудовищ - особенно, если её избранники "чудовищно" талантливы.
Стэнли Кубрик родился в 1928 году в Нью-Йорке. Два ранних увлечения Кубрика определили его изощренный рационализм и силу визуальной культуры – в отрочестве он был подававшим виды шахматистом, а в 13 лет увлекся фотографией...
Читать на сайте
14 июля 2008
Владислав Шувалов
Бергман - наш герой (к 90-летию гения)
Сегодня, когда фильмы Ингмара Бергмана доступны к просмотру, когда выпущены книги о нём (и их можно прочесть в русском переводе), когда ему без устали выражают признательность кинематографисты и зрители с разными (иногда противоположными) культурными предпочтениями, когда его имя прочно и навеки вошло в летопись мировой истории ХХ века, никаких рекомендаций для представления его творчества не требуется. Кино Бергмана вошло в культурный обиход и стало общечеловеческой гордостью как живопись эпохи Возрождения или литература классицизма, как театр Шекспира, поэтика Аристотеля или музыка Баха. Кино самого знаменитого шведа в мире торжествует свою заслуженную победу.
Читать на сайте
19 июня 2008
Владислав Шувалов
Он улетел, но обещал вернуться (о фильме "Хэнкок")
После окончания фильма о нём моментально забываешь, но по ходу - спать не клонит и общая сюжетная бессмыслица, свойственная блокбастерам про фантастических персонажей, выдержана в пределах допустимого, что для комедийного комикса наших дней - редкость. Старые супергерои мышей не ловят, франшизы не работают ("Супермен возвращается", "Крепкий орешек 4.0", "Рэмбо 4" - что там ещё было? "Индиана Джонс" не в счёт), мегаломания вредит и изничтожающе воздействует на остатки сюжетного смысла. Нынешние басни про супергероев ("Фантастическая четверка", "Люди Икс", "Человек-паук") вообще не тянут никакого интереса - им не светит опереться даже на добрую память: на выходе только плюшевый идиотизм.
Читать на сайте
|