|
|
|
Владислав Шувалов
Как я перестал беспокоиться и полюбил разведку (о фильме "Сжечь после прочтения")
1 октября 2008, 17-51
После прочтения сжечь
 "Атомная бомба" из заглавия известного фильма Кубрика вызывает мало любви – так же как не вызывают симпатий гэбисты и шпионы из названия этого текста. Подобный рефрен можно понимать только от противного. Джоэл и Итэн Коэны славны тем, что очень многое делают от противного, а в антишпионской чёрной комедии Сжечь после прочтения - особенно. Выдающиеся американские постмодернисты вскрывают истоки национальной неврастении, которые мы то и дело наблюдаем по ящику из заокеанских репортажей. Но авторы моделируют апокалипсис не на глобальном уровне, как это было в антимилитаристской черной комедии Кубрика Доктор Стрэйнджлав, а на бытовом.
Братья Коэны – отменные диагносты, а в последнее время они отличаются особенно тонким чутьём на улавливание настроения соотечественника. Со времен Простой крови главным героем Коэнов был отпетый лузер, которого авторы метким броском швыряли в гущу необыкновенных событий (как Большой Лебовски, который отправлял восвояси шар по дорожке боулинга). Так было, когда пристукнутый сценарист-очкарик приехал покорять Голливуд (Бартон Финк), когда последнего кретина из службы делопроизводства случай сделал зиц-председателем крупной компании (Доверенное лицо Хадсакера), когда забитый деревенщина оказался на поле боя и присвоил кейс с крупной суммой денег (Старикам здесь не место). Обрушив на персонажей вагон счастья, авторы начинали отбирать его назад. Коэнов всегда интересовал простой обыватель, зачастую неудачник в работе и частной жизни. Но в отличие, скажем, от финна Каурисмяки, братья Коэны не любят своих обывателей, через раз устраивая им кровавую баню. Сжечь после прочтения не является исключением, хотя по жанру он слегка отличается от типичного для Коэнов криминального глума. Фильм принадлежит к категории "взбалмошных комедий", которые берут начало от Воспитания Аризоны и удаются Коэнам ничуть не хуже мрачных опусов (Фарго, Человек, которого не было, Старикам здесь не место).
Читать далее

Интересно было наблюдать за зрителями на фильме братьев Коэнов. Во-первых, просто не было билетов, благо, мы забронировали заранее. Во-вторых, чувствуется, что зрители знали на что шли, то и дело были слышны названия других фильмов братьев. И в третьих, осознанный выбор кинотеатра - 35 ММ или 5 Звезд, там где копия с субтропиками (то бишь с оригинальной звуковой дорожкой).
Бред Питт очарователен в роли придурка, Клуни постарел, а вот Малкович молодец, просто расцветает с возрастом. Тильда Суинтон настоящий хамелеон, она меняется из фильма к фильму.
А еще такое замечание, не киношное, наверное,это кино об одиночестве, несмотря, что это комедия.
Местами откровенно смешное кино. Делаю такую констатацию, потому что в реальности мне нечасто удается много смеяться на комедиях.
По поводу мейнстрима весьма верное замечание. Мне кажется это довольно распространенная практика (см. Джармуш) - режиссер делает себе имя как "автор", затем расширяет свою аудиторию, пытаясь сохранить репутацию артхаусного мэтра. Конечно, не все поклонники пойдут за ним в поисках кассы, но в целом это работает. Это нечто из мира брендов, как ноутбуки и телефоны от Apple - продается миллионными тиражами, но тем не менее сохраняет имидж элитарности.
Буквально сегодня встречал в книге реплику на похожую тему, что: режиссер, пользующийся зрительским интересом, рано или поздно обречен снимать большое кино. Добавляю от себя: со всеми вытекающими последствиями для его прежней узкой аудитории.
Приятно, что оценили. Я сам уже было потерял интерес к кинем-фу братьев, но тут неождианно проникся этой лентой.
|
|
|
|
|
|