|
|
|
Владислав Шувалов
В дар далекой земле (о фильме Клаудии Льосы "Молоко скорби")
13 февраля 2010, 12-19
Молоко скорби
 По общему признанию Берлинский кинофестиваль 2009 г. был одним из самых скучных и вялых. В самом деле, неизвестно за какие достижения в конкурс того года попали слабейшие картины Лукаса Мудиссона (Мамонт), Стивена Фрирза (Шери) и Чэня Кайгэ (Мэй Ланьфан). Фильмы Салли Поттер, Бертрана Тавернье, Франсуа Озона тоже получили свою порцию кислой прессы. Еще до завершения фестиваля многие из гостей успели раскритиковать программу предъюбилейного Берлинале (см. отзывы обозревателей "Коммерсанта", "Времени новостей", "Афиши").
Однако в предпоследний день был показан фильм из страны, на которую наблюдатели не делали крупной ставки. Присутствие в конкурсе перуанской картины подразумевалось как дань геополитическому охвату и как следствие давнего лоббирования фестивалем своих интересов в латиноамериканском регионе. Тем не менее, выбор жюри под председательством Тильды Суинтон был удивительно точен. Второй год подряд "Золотой медведь" уплыл в Южную Америку, что вызвало резонный вопрос: а не тот ли это самый взлет испаноязычного кино?
Реакция профессиональной общественности на победу ленты Молоко скорби Клаудии Льосы была предсказуемой. Те, кто не видел картину, справедливо выражали недоверие фильму из Перу – страны, чей представитель впервые в берлинской киноистории оказался участником главной гонки. Надо сказать, фестивальные дельцы давно ищут ключи к испаноязычному региону Америки, с разной степенью успеха, но верная отмычка до сих пор не найдена. Прочие варианты, ангажированные мировыми площадками, часто представляют собой лишь простецкие попытки имитации арт-мейнстрима (даже жанрового кино), а иногда наоборот – фокусническую умозрительность и натужный артхаусный бред. Код латиноамериканского мышления оказался сложен для скорой расшифровки: он включает в себя тысячелетние традиции и искрящееся многообразие культур. Разносторонность взглядов может совмещать и радикальную платформу, и основательно забытые решения, что способны вызывать и восторг, и отторжение.
Читать далее

|
|
|
|
|
|