
Документальное кино долгое время пребывало на территории кинематографической резервации. Неигровой опыт нередко служил стартом для начинающего режиссера, уделом чудаков и невостребованных авторов. Однако с нарастанием кризиса игрового кино, которое не способно остановиться в изматывающей гонке за цифрами со многими нулями, многие потенции игрового кино оказались атрофированными за их ненадобностью. Одновременно и сами документалисты всё чаще оказываются более проворными, активными, рассудительными, чем их коллеги от игрового цеха. Работая с реальной фактурой, они с ходу улавливают фальшь, искушены в диспутах, тонко чувствуют рычаги манипуляции и способны лихо руководить взглядом и настроением зрителя. Документалисты, ежедневно воюющие на границе реального и постановочного кино, лучше оперируют паллиативной ситуацией, когда "черное" и "белое" поменялись местами, а линия качества, отделяющая произведение от его профанации, оказалась почти размытой. Неигровое кино становится предметом переживаний и обсуждений, и всё чаще находит себя на фестивальной орбите.
На "Амфесте" было представлено две неигровых программы, не считая секции "Индивид", едва ли не все фильмы которой были отмечены полудокументальной манерой повествования. Надо сказать, что неигровой сегмент был самым внушительным – все работы были отобраны Робин Хессман, куратором цикла "Экран.Док", выпускницей ВГИКа, режиссёром. Она привезла в Москву не только сами фильмы, но и всех авторов фильмов (к слову, эта женщина прекрасно владеет русским языком, и в процессе обсуждения с режиссёрами выступала в качестве переводчицы).
Читать далее