
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
Владислав Шувалов
Ускользающая красота диссидентов (о фильме "Райские птицы")
23 июня 2008, 13-41
 Фильм заявлен как "украинский", но в череде названий, составляющих конкурсную программу ММКФ-2008 фильм Романа Гургеновича Балаяна Райские птицы воспринимается как третий российский участник (два других фильма, помеченных отечественной принадлежностью – периферийная мелодрама Кати Шагаловой Однажды в провинции и экранизация Сергеем Овчаровым незабвенной чеховской пьесы - Сад).
Лучшие фильмы Балаяна пользовались сердечной привязанностью отечественной публики. Зритель не задумывался, на студии какой союзной республики были сняты Полёты во сне и наяву. Герой Балаяна был рефлексирующим неудобным человеком, выражавшим психологический дискомфорт интеллигенции, которая не могла адаптироваться к внешним условиям советского быта; этот человек, томимый чувством внутренней исчерпанности, мог проживать в любом городе нашей страны.
У картин Романа Балаяна никогда не было международного успеха. Отсутствие героического или лидерского (равно как антигеройского или аутсайдерского) ореола вокруг его творчества закономерно, т.к. автор всегда избегал синдрома очернения или восхваления, характерного для некоторых "выразителей эпохи": достаточно вспомнить прошлогодний скандал, спровоцированный жанровой лентой Алексея Балабанова Груз-200, которую подняли на щит любители извращенных интерпретаций советского прошлого. Балаян к прежнему времени относится особенным образом, без крайностей. Ожидать другого было бы нелогично – своим успехом Балаян обязан фильмам первой половины 80-х. Тем показательнее кинематографическое выступление режиссера: именно сегодня автор находит возможность рифмы с образами того времени. Здесь можно усмотреть некую схожесть ситуаций – нет, не политических режимов, а тех обстоятельств, которые вновь порождают чувство дисбаланса человека в условиях "загнивающей стабильности", той непростой среды, в которой, незаметно для себя, оказываешься завербован повсеместным враньём, пошлостью и подлостью.
Читать далее

|
|