
Наш главный фестиваль всегда организовывали с государственным размахом, шапкозакидательскими амбициями и стремлением усидеть на двух стульях, балансируя между трендами мировой фестивальной моды и назойливой декларацией собственного "особенного пути". Желание быть "Третьим Римом" приводило к печальным последствиям – фестиваль обильно критиковали за организационный бардак, насмехались над конкурсной программой, возмущались нехваткой первостатейных звезд, клеймили за закрытость и превращение в междусобойчик для околофестивальной тусовки. Говорить о том, что Московский фестиваль выдавливает из себя раба, превозмогает извечные (и нередко, обоснованные) упрёки – можно. Но можно с удвоенной силой и ополчиться на ММКФ - здравый смысл подсказывает, что последнее слово зависит от того, на какой стороне ты сам находишься, готов ли взвешенно оценивать преимущества и недостатки мероприятия, главным из которых является то, что ММКФ - монополист отечественного фестивального движения (и это ещё мягко сказано). Правда, за последние два года в столице появились кинофорумы, способные работать с западными партнерами и привлекать интересные картины ("Амфест", "2morrow"), но говорить об альтернативе и конкуренции, хотя бы самой приблизительной, пока не приходится.
Сегодня, однако, понятно и другое. Прочие мировые фестивали устроены приблизительно так же: судя по возгласам аккредитованной публики, и бардака у них не меньше, и политика главенствует отнюдь не художественная, и призы вручаются фильмам сомнительной репутации и неочевидного значения.
Читать далее