|
|
|
Владислав Шувалов
Влияние распада на маргаритки (о фильме "Копытом туда, копытом сюда")
5 мая 2008, 15-05
Копытом туда, копытом сюда
 Помнится, на XVI ММКФ в 1989 году фильм Веры Хитиловой был представлен под двусмысленным названием Туда-сюда; перевод намекал на контекст фильма о повальном разврате, прорвавшимся на свет с отменой социализма. Критики дежурно ругались за пошлое упрощение, но этот отход от оригинального названия (Копытом туда, копытом сюда) симптоматично отражал ситуацию того времени: тяги советского и восточноевропейского кино к прозападному масскульту, который ещё не приелся, но выглядел необходимым приёмом для общения с публикой. Кино осваивало себя в новых условиях и обретало иные приметы: цинизм современников, неприглядная критика действительности, безжалостное крушение идеалов, обязательное включение эротических эпизодов и истеричного поведения персонажей, использование самых заскорузлых штампов западного развлекательного кино.
В известной степени Вере Хитиловой удалось обмануть зрителя, подсунув проблемное кино в обертке низкопробного кича и эстетики кооперативной бурды, включавшей в себя ассортимент из напомаженных шлюх, оголтелого веселья, буйных нравов и лошадиных шуток. К букету Маргариток, своего нетленного шедевра 1966 года (о двух девушках в попытках поиска собственной идентичности, движущихся к катастрофе), Хитилова добавляет другие декоративные цветы – нарциссы. В их образе выступили трое инфантилов, выдающих себя за интуристов, чтобы пуститься во все тяжкие (как известно, в соцстранах мужчины-иностранцы пользовались повышенным вниманием противоположного пола, особенно, соответствующей профессии). Показательно, все трое героев – люди разного рода занятий (культурный работник, ветеринар, ревизор), но их не волнует ничего, кроме удовлетворения своих прихотей и легкомысленного времяпрепровождения. Хитилова рифмует черную интонацию как с собственным творчеством, так и с практикой западного критического кино. По аналогии с картиной Марко Феррери Большая жратва, герои которой в буквальном смысле обожрались до смерти, фильм Хитиловой можно охарактеризовать как Большая е..я, герои которой обречены помереть от распутства.
Читать далее

|
|
|
|
|
|