
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
Владислав Шувалов
Кира Муратова и ее неукротимая стихия
5 ноября 2009, 18-35
Кира Георгиевна Муратова
 Обсуждение фильмов Киры Муратовой всегда происходит патетично и азартно, но без огульной критики. Кира Георгиевна заставила критическое сообщество уважать себя, хотя критика по определению никого не уважает. Творчество режиссера с первых работ вызывало споры и полемику, в чем выражается не столько его провокационность, сколько реакция окружения на категоричное отношение Муратовой к жизни, материалу, самой себе. Период ее безоговорочного осуждения сменился периодом неумеренных дифирамбов: между альфой и омегой отношения к художнику возникает разное – восторг, несогласие, недоумение, неприятие, раздражение, и снова восторг. Оценочность творчества Муратовой сведена до минимума – так почтительно относятся только к фильмам А.Германа и А.Сокурова. На примере ее кинематографа удобно демонстрировать приемы анализа и интуицию, рефлексировать, соотнося увиденное на экране с личным и историческим опытом, реализовывать персональные сверхзадачи, опробовать методики препарирования кинотекста. Кино Муратовой - ценный культурный массив, прошедший многоступенчатую закалку от века серого коллективизма до эпохи ретивого индивидуализма. Ее искусство пластично и податливо для осмысления, к нему подходят с разными мерками, но не столько для поверки ее работы своими шаблонами, сколько для оценки субъективного понимания пределов кинематографа. Поэтому писать о Муратовой почти невозможно: все, что может быть сказано, уже было сказано. Доказательством особого статуса этого художника является наличие ряда монографий ("Кира Муратова. Творческий портрет" /1988/ Виктора Божовича, "Кира Муратова: искусство кино" /2008/ Зары Абдуллаевой и "Муратова: опыт киноантропологии" /2009/ Михаила Ямпольского). Отечественный критик словоохотлив, лих на быстрые выводы и широк в познаниях, но ленив на марафонских дистанциях и не готов посвятить несколько лет своей жизни одному человеку; да и мало кто из современных русскоязычных режиссеров способен вызвать желание написать о себе книгу.
Читать далее

|
|