Белая лента Михаэля Ханеке стала явным лидером художественного кинорепертуара 2009 года. Об этом свидетельствует не столько масса наград, которых была удостоена картина, сколько разнородность самих премий. "Золотая пальмовая ветвь" является высшей точкой признания европейского экспертного сообщества, отличающегося предельной требовательностью и ангажированного поисками новаций в искусстве. В то же время вручение
Белой ленте "Золотого глобуса" в категории "лучшего иноязычного фильма" (в активе картины также две номинации Американской киноакадемии – за "лучший иноязычный фильм" и "лучшую операторскую работу") подтверждает интерес индустрии, отражающей другую сторону кинопроцесса. В отличие от каннской публики, открытой для авторского эксперимента, федерация иностранной прессы в Голливуде выделяет своих лауреатов за номинальный профессионализм, общественную значимость и коммерческую состоятельность. На этом фоне
Белая лента кажется фильмом почти универсальным, не лишенным провокационных смыслов, зрительской перспективы, социальной нагрузки. Правда, фильму Ханеке сопутствует и критика, обвиняющая автора в мизантропии и обнаруживающая ленту в кругу избитых тем и сюжетов. Но этим никого не удивишь - метод Ханеке критиковали всегда.
1. Структура кристалла
Репутация австрийского режиссера, зачарованного исследованием мотивов упадка и вездесущности насилия, известна. Программная определенность и кажущаяся последовательность творчества
Ханеке, тем не менее, не гарантирует автоматического признания его работ. То ли по иронии судьбы, то ли по умыслу автора, его успешные фильмы чередуется с провальными. Так,
Забавные игры вызвали фурор, а
Код неизвестен прошел незаметно.
Пианистка стала самым известным фильмом Ханеке, а следующая картина,
Время волков, оказалась самой невостребованной. Лента
Скрытое вновь подстегнула интерес к автору, а
Забавные игры, США, переснятые для заокеанского рынка, спровоцировали критику. По логике этой устойчивой и странной закономерности Ханеке опять настиг успех. Нельзя сказать, что он когда-либо двигался навстречу зрителю или в сторону, противоположную от него. Работая на своей территории, Ханеке с неизменностью устремлений одержимого ученого, изучает влияние рока и внешних обстоятельств на превращения человеческой личности. Его фильмы взаимосвязаны, но они по-разному втягиваются полем зрительских предпочтений, подтверждая идею рока.