|
|
|
Владислав Шувалов
Пытка красотой (о фильме "Моргиана")
4 сентября 2009, 21-05
 Юрай Герц, как никто в чехословацком кино, умел передать через экран холодное дыхание смерти. Зная биографию режиссера, становится не по себе, ведь в детстве он был узником концлагеря (даже двух - Равенсбрюк и Заксенхаузен). Художник, ребенком прошедший ад, открыл в себе возможность говорить о табуированных вещах. В шедевральном антифашистском гротеске Сжигатель трупов (Крематор) /1969/, Герц поэтически и виртуозно изображал мир падали и гниения. Главный герой – работник крематория был настолько предан своему делу, что в мертвечине видел гармоническую красоту, а в траурной тишине слышал изящную мелодию. Трупный запах был для него сродни благоуханию цветочных ароматов. С приходом нацистов персонаж превращается из сжигателя в умертвителя, предлагая себя в качестве главы конвейера смерти. Концлагеря становятся для него храмом искусства, и свои представления о "прекрасном", трупных дел мастер готов распространить на весь белый свет…
Чудовищный сюжет, поданный с гипнотизмом бодлеровской поэзии, трактовали как манифест против любой деспотии. Фильм вышел в прокат после подавления "пражской весны" и воспринимался как своевременно подоспевшая аллегория на тему задушенной свободы.
Читать далее

|
|
|
|
|
|