|
|
|
Владислав Шувалов
Призрак как национальное достояние (о фильме "Кайдан")
25 июля 2008, 12-02
Кайдан
Под стать фантомной реальности кино о привидениях, бытует несколько мифов, связанных с новым фильмом Хидэо Накаты, одного из лидеров японского киноэкрана нулевых. Первый миф, и самый очевидный, надо рассеять сразу – Кайдан /2007/ не имеет никакого отношения к легендарному эпосу Кайдан /1964/ Масаки Кобаяси; печальный однофамилец, и только. Почему "печальный"? Потому что фильму, который априори способен угодить на одни весы с шедевром, пробившим стены жанровых резерваций, прорвавшим государственные границы и получившим в 1965-м году спецприз жюри Каннского кинофестиваля, не позавидуешь. Однако оба фильма базируются на разных литературных основах. Кайдан Кобаяси, как известно, был поставлен по новеллам Лавкадио Хёрна, в основе фильма Накаты лежат произведения Энто Санютэя, писателя XIX века.
Тот факт, что Наката не собирался тягаться с наджанровой японской классикой, говорит в его пользу – дело это безнадёжное. Его целью был другой эшелон – японские фильмы ужасов 50/60-х годов, кино "второго сорта", в котором не были заинтересованы ни фестивали, ни мировая публика, ни большая история – оно производилось и потреблялось без замаха на долгосрочный успех. Но в эпоху глобального сетевого киноманства, когда превыше всего стали ценить раритетную экзотику и профессиональный бзик на локальных артефактах, забытые фильмы расцвели бурным цветом, получив новое рождение. Это подводит ко второму мифу: он представляет фильм Хидэо Накаты как оригинальный, хотя Кайдан вполне можно рассматривать как римейк. В интервью газете "The Japan Times" режиссер признавался, что его издавна воодушевляли ленты Нобуо Накагавы, одного из представителей нишевого жанрового кино, в активе которого были и "фильмы о привидениях". Несомненно, что Хидэо Наката видел одну из самых известных работ Накагавы – Призрак омута Касанэ /1957/, в основе которой лежит та самая новелла Энто Санютэя – и это позволяет трактовать опыт Накаты не как экранизацию сказания, а как вольный римейк картины своего жанрового предшественника.
Читать далее

|
|
|
|
|
|