Не успев стартовать, 32-ой ММКФ удостоился ярлыка "самого антикоммунистического фестиваля в истории". Действие сразу пяти фильмов конкурсной секции происходит в разгар социалистических безобразий 60-70-х гг.:
Берлин, Боксхагенерплатц (Германия), реж. Матти Гешоннек,
Как рай земной (Чехия), реж. Ирена Павлазкова,
Последний донос на Анну (Венгрия), реж. Марта Мессарош,
Розочка (Польша), реж. Ян Кидава-Блоньский,
Следы на песке, реж. Ивайло Христов (Болгария). Фильмы, преисполненные ненавистью к павшему режиму, изобилуют диссидентами всех мастей – от идейных антисоветчиков до уличных пижонов и протестантов поневоле. Устроители [1] ловко придумали объяснение зарубежному потоку, порицающему социалистическое прошлое. Якобы выбор команды ММКФ был запрограммирован событиями последнего времени, противоречащими друг другу и потому требующими личного самоопределения как то бывало в старые (не)добрые времена. С одной стороны, власть ясно декларирует свою позицию по катынской трагедии, пусть запоздало, но безапелляционно относя ее на счет преступлений сталинизма, с другой, в преддверии юбилея Победы потворствует реабилитации образа палача (вспомним скандальную надпись в московском метро).
Однако если пропустить мимо ушей гражданский пафос организаторов, то ситуация с подбором характерных лент выглядит до неприличия банальной. В период какофонии авторских голосов, смешения позиций и мотивов, общим подходом может стать только подгон фильмов под единый тематический знаменатель. Видимо, устроителям надоело, что их ежегодно обвиняют в беспринципности отбора. Сегодня камни в огород организаторов могут полететь по любому другому поводу, кроме одного: что программа, мол, собрана как Бог на душу положит. Кроме того, нельзя не заметить, что ныне Западная Европа увлечена своими моральными заблуждениями (
Лурд,
О Богах и людях) и занята поиском душевного абсолюта, хотя бы азиатского (
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни,
Поэзия). Если фильмы таких классиков как
Марта Мессарош, оказываются невостребованными фестивалями высшего уровня, то они оказываются в поле зрения фестивалей иного порядка. Другими словами, в конкурсной программе ММКФ могут случиться премьеры лишь тех фильмов, которые негожи ведущим площадкам. Анемичные самокопания вечно неустроенных и беспокойных соседей из восточной части Европы перестали забавлять главные форумы.