
Дилетантская трагикомедия Удушье, снятая за три недели, со скромным бюджетом, но при участии узнаваемых актёрских лиц, оказалась честным развенчанием паланиковского паноптикума, состоящего из социопатов и извращенцев. "Честное", в том смысле, что персонажи фильма - сплошь унылые неинтересные люди, у которых хватает фантазии только на жадное потребление и непотребное поведение, за которыми не скрываются ни отстаивание принципов, ни попытка бунта, а - лишь скверное воспитание и дурные привычки. Герои Паланика не способны реализоваться за счёт худо-бедно приобретенных умений, личная образованность ведёт их к перверсиям и мизантропии, а психоз и травматическое самокопание служат наказанием за личную распущенность, беспринципность и трусость.
Таков и главный герой Удушья - лох и сексист Виктор Манчини, работающий манекеном в музейном парке. Днём он изображает крестьянина VIII века, а вечером для пополнения кошелька добровольно давится едой в ресторанах в расчёте на помощь зажиточных посетителей, которым впоследствии Манчини благосклонно разрешает курировать "спасенную жизнь" денежными переводами. Симулянт помешан на сексе co всем, что движется и имеет принадлежность к женскому полу. Чем извращеннее, тем лучше – свойство, являющееся почти обязательным для общества паланиковских уродов, которое при переносе на экран выигрышно насыщает фильм обнаженной натурой и грязными намёками, проходящими под гогот подростков в зале. Как и знаменитый предшественник Манчини - обывательский клон Тайлера Дэрдена - герой Удушья посещает реабилитационные курсы. Вообще, повторяемость характеров и ситуаций поразительна, из чего сам Чак Паланик (если верить рекламным репликам "Кино без границ") выкрутился рассуждением, что ему-де было приятно расценивать Удушье как своеобразный сиквел финчеровского шлягера.
Читать далее