| |
|
|
|
Владислав Шувалов
Грязные прелести европейского дома (о фильме "Это свободный мир")
24 ноября 2008, 16-38
Это свободный мир
 После Ветра, который качает вереск - консервативной историко-политической драмы, которую жюри самого слабого из последних каннских фестивалей поспешило посчитать "лебединой песней" Кена Лоуча, премировав ленту "Золотой пальмовой ветвью", - зритель уже не вправе был ожидать актуальных высказываний от заслуженного пенсионера английского "левого кино". Однако именно сейчас Лоуч, увенчанный самой высокой наградой фестивального истеблишмента, вновь возвращается к суровой злободневности, которой, несмотря на генеральную творческую линию режиссёра, давно не наблюдалось в его фильмах. Отказавшись от подростковой заурядности фильма Милые 16 лет, пошлой романтики Прощального поцелуя и сердобольной беллетристики Вереска, Лоуч снимает то, что ему удавалось лучше всего – задние дворы и помойки, на которых, как в навозе, копошатся жалкие неудачники, получающие через Лоуча право голоса. Приверженец социального реализма, чей центр в последние годы частично переместился в Румынию (или, скорее, рассеялся по миру – от Латинской Америки до Китая), перемахнувший почтенный рубеж Лоуч в возрасте 71 года улавливает тонкие вибрации глобального неустройства лучше иного провокатора, ради шумной потехи сталкивающего Восток с Западом (Импорт-экспорт). В фильме Лоуча Это свободный мир заурядному пролетарию активного возраста практически негде спрятаться от нужды: нет ему места ни на беспросветной родине (Польша, Украина), ни на жирной чужбине (Англия). Но в отличие от австрийца Ульриха Зайдля, который с радостью готов довести своих героев до гробовой доски через череду унижений, Лоуч лоялен к своим героям, чем располагает к ним и зрителя.
Фильм открывается сценой собеседования английской рекрутменши с польскими пролетариями, нанимаемыми ею для тяжелых работ за границей. Жёсткость общения "сверху-вниз", которая рождает аналогию с покупкой рабов в далекой африканской колонии, не стоит трактовать однозначно, потому что уже в следующем эпизоде Энджи, работник по найму иностранного персонала, сама попадает под раздачу. Таков "свободный мир", в котором каждый человек, зарабатывающий на жизнь наёмным трудом, обречен на обиды и унижения, где бы он ни жил.
Читать далее

 
Что касается проката фильмов Лоуча в России, то это напоминает идеологическую блокаду в советском духе: "режиссер нам идейно чужд, мы его не знаем и не хотим знать". В результате - лишь два фильма Лоуча - в российском прокате - "Вереск", который нельзя было обойти вниманием из-за его награды, и "Хлеб и розы". Как я понимаю, "Это свободный мир" тоже, к счастью, вышел в прокат.
Фильм вызвал у Вас несомненный интерес, а как Вы относитесь к ранним работам Лоуча ("Кэти вернись домой", "Кес", "Семейная жизнь", "Взгляды и улыбки"), говорят, они - очень сильные, оказали влияние на Дарденнов? Еще слышал что-то о его некоторых фильмах 90-х ("Гравий", "Рифф-рафф"), тоже хвалят именно за возвращение Лоуча к стилистике его ранних картин. Хотелось бы многое из этого посмотреть, может удастся, когда наши дестрибьютеры перестанут игнорировать Лоуча (сами понимаете, в кинотеатры я не хожу - там один хлам вроде "Кванта милосердия").
В Москве он идет в трёх кинотеатрах, значит, имеет три копии - а это, понимаете, прокатом называть никак не хочется. У других городов есть шанс поймать фильм на большом экране только благодаря региональной обкатке продукции отдельных дистрибьюторов в фестивальном темпе. К слову, подобный смотр в этом году уже проводил "КБГ" - владелец прав на "свободный мир".
У Лоуча, как Вы верно заметили, мне нравится начало 90-х (типа "Град камней"), притом, что лучший у него - действительно, "Кес". Но если в 90-е он может вернуться, как оказалось (и славно!), то в 60-е, пожалуй, вряд ли.
Зал был полупустой. А фильм хорош. Такой настоящий без сентиментальности...
Ни одного отрицательного отклика не слышал. Всем, кто видел - нравится. Причём, так, по-человечески нравится, без эстетства; позволяет порассуждать о том, как мы все живём. Это хороший знак.
|
|
|
|
|
|