Ссылки
22 февраля 2011
Иван Денисов
Кодзи Вакамацу: "Нет, я не был режиссёром "Корриды любви""
35 лет назад появился фильм Коррида любви - традиционная для японского кино "основанная на реальном преступлении" история (убийство женщиной по имени Абэ Сада своего любовника), поданная авторами не слишком традиционно. Но так как год 2011-й - не только год 35-летия этого незаурядного фильма, но и год 75-летия продюсера фильма с японской стороны Кодзи Вакамацу, то сегодня речь пойдёт в основном о нём. Тем более что без него Корриды любви не было бы. Или не было бы в известном нам виде.
Читать на сайте
4 декабря 2010
Иван Денисов
О настоящем марксизме
Пока всё прогрессивное человечество празднует юбилей Вуди Аллена, Синематека расскажет Вам о человеке, который вдохновлял великого неврастеника в начале его карьеры, и которого последний обожает по сей день. Это Маркс, Граучо Маркс.
Читать на сайте
3 июля 2010
Иван Денисов
Победитель в королевской битве (к 80-летию Киндзи Фукасаку)
Киндзи Фукасаку родился 3 июля 1930 года в Мито. Жителей родного города он величал "чокнутыми" и отмечал, что в его районе выше всего ценилось умение драться. Юный Фукасаку рано научился обращаться с мечом и долго спал в обнимку с катаной. Фукасаку был слишком молод для участия в боевых действиях, но для работы на военном заводе возраст помехой не стал...
Читать на сайте
30 мая 2010
Иван Денисов
Герои Клинта (к 80-летию Клинта Иствуда)
Клише "герой-одиночка" в разговоре о персонажах Клинта Иствуда более чем оправдано. В западном кино именно он с наибольшей достоверностью воплощал независимых и самодостаточных героев, не нуждающихся в посторонней поддержке. Присущая актёру самоирония только укрепляла мифологический статус его киноковбоев и полицейских. А Иствуд к тому же создал себе подобный образ и в реальности...
Читать на сайте
3 мая 2010
Иван Денисов
Элвис и супермегеры в Стране Оз (о фильме "Дикие сердцем")
Где заключаются подобные творческие союзы, на небесах или в совсем иных местах, неизвестно - но тандем Дэвид Линч - Бэрри Гиффорд удался на славу. Специалист по "нуару" и автор криминально-экспериментальной прозы Гиффорд получил возможность увидеть своё произведение в трактовке оригинального постановщика, а выдающийся режиссёр Линч нашёл в повести неплохого автора основу для блестящего сюрреалистического фильма-путешествия по американской провинции и личным пристрастиям в поп-культуре.
Из цикла повестей Гиффорда о похождениях "диких сердцем" любовников Сейлора и Лулы, которым любовь помогает противостоять безумию окружающего мира, Линч выбирает первую. Наши герои спасаются бегством от свирепой матери Лулы, которая посылает за ними своих бывших любовников, частного сыщика и гангстера. На пути Сейлор и Лула (Николас Кейдж и Лора Дерн) попадают в странные ситуации и встречаются с ещё более странными людьми, включая карикатурного, но оттого не менее зловещего представителя мирового зла Бобби Перу (Уиллем Дефо). Путешествие достигает кульминации в кровавом ограблении с участием Сейлора, за которым следует тюремный срок для него, а после - смерть от рук уличных бандитов, воскрешение не без помощи доброй феи и счастливое воссоединение с Лулой под песню великого Короля Пресли.
Читать на сайте
19 апреля 2010
Иван Денисов
Экскурсовод по аду (к 105-летию Нобуо Накагавы)
В каждом жанре есть фильмы, которые не просто оказываются событиями, но меняют наше представление как о самом жанре, так и о кино вообще. Для японских фильмов ужасов ("J-horror") этапным стал "Ад". Так получается, что этот год вдвойне юбилейный для этого фильма. 50 лет как он вышел на экраны, а его создателю, новатору жанрового кино Нобуо Накагаве, исполнилось 105 лет. Накагава родился 18 апреля 1905 года в Киото...
Читать на сайте
31 марта 2010
Иван Денисов
Религиозное чтиво (о фильме "Высвобождение любви")
Каждый год во всем мире снимаются сотни фильмов. Лишь десятки из них добираются до отечественного кинопроката или выходят на лицензионных DVD. Даже если не учитывать в оценке экзотические и чрезвычайно продуктивные кинематографии Индии и Нигерии, все равно получается, что официально в России никогда не выйдет абсолютное большинство существующих фильмов. "Синематека" будет обращать внимание своих читателей на те ленты недавнего прошлого, которые по мнению наших обозревателей представляют интерес для зрителя, но по разным причинам не находят к нему пути.
О японском кино сейчас пишут довольно много, и каждый критик или комментатор находит в нём что-то интересное лично для себя. Но такого единодушного интереса к фильму и всего спектра эмоций - от восторгов до полного неприятия, какие вызвал фильм Сиона Соно "Высвобождение любви" (Love exposure) я не припоминаю. Поэтому "Высвобождение" начинаешь смотреть, заранее задаваясь вопросом: действительно ли это Главный Японский Фильм десятилетия?
Читать на сайте
25 января 2010
Иван Денисов
Красная армия всех сильней?
Сначала Вакамацу строит повествование на стыке художественного и документального, активно используя кинохронику. Бурные события 60-х, волнения в США и Франции, мода на "революционную культуру" из Китая, наконец, выступления против союза с Америкой, войны во Вьетнаме...
Читать на сайте
25 января 2010
Иван Денисов
"Вакамацу продакшнс" - как избавиться от иллюзий о новой волне
Если заключить период развития японской новой волны в условные хронологические рамки, то получатся очень насыщенные событиями 16 лет между 1956 и 1972 годом. Естественно, эти события принадлежат не только культурной, но и общественно-политической жизни. Разрушение всегда интереснее созидания, поэтому в этом обзоре я подробно рассмотрю постепенное уничтожение новой волны изнутри, в котором поучаствовали весьма неординарные люди.
В Японии, пережившей национальное унижение, атомную бомбардировку и оккупацию, просто обязано было появиться новое движение в кинематографе. Почтенные мэтры 30-50-х оказались несостоятельными в глазах нового поколения.
Читать на сайте
28 декабря 2009
Иван Денисов
Японский Мидас (к 75-летию Юдзиро Ишихары)
В фильме Рокуро Мочизуки 1998 года Признания гангстера главный герой проверяет новых знакомых на родство душ одним вопросом: "Кто тебе нравится больше – Юдзиро Ишихара или Акира Кобаяши?" Даже в богатом на обожаемых кинозвёзд японском кино культ Ишихары равных себе, наверное, не имеет. И если мы помножим популярность Короля Пресли на популярность Джеймса Дина, то получим только примерное представление об этом культе.
Читать на сайте
6 декабря 2009
Иван Денисов
Якудза-джентльмен (к 85-летию Кодзи Цуруты)
Если вы имеете представление о жанре "якудза эйга" во всех его видах, то, услышав слово "нинкйо", непременно представите себе сцену, в которой благородный герой в гордом одиночестве отправляется на решающую схватку с врагами под соответствующую настроению песню. Почти наверняка этого героя вы представите себе в облике Кодзи Цуруты.
Читать на сайте
26 ноября 2009
Иван Денисов
Термиты с 42-й улицы
Теперь уже не так важно, с кого всё началось. Предположим, с Мэнни Фарбера в США и Жан-Люка Годара в Европе. Именно эти критики не упускали возможности прославлять жанровых одиночек, избегавших диктата коммерческого мейнстрима и фестивальной публики. Со временем этот процесс только набирал обороты. Обозреватель "Синематеки" рассказывает о влиянии грайндхауса на современный кинематограф.
Читать на сайте
10 ноября 2009
Иван Денисов
Шутки с тёмной стороны (к 35-летию выхода фильма "Ленни")
В России о явлении под названием "стендап комеди" судят в основном по отечественным телешоу и фильму Боба Фосси "Ленни". Первый пункт можно сразу исключить из программы: неумелое подражание худшим западным образцам на потребу поп-тусовки и не умеющей думать публики создаст о стендапе не слишком правильное мнение. Другое дело - великий фильм гениального Фосси. Лента, в основе которой лежит биография знаменитого комика Ленни Брюса, остаётся едва ли не единственным достойным экранным эквивалентом стендапа, пусть и решённым в драматическом ключе. Провокация, желание с помощью шокирующего юмора заставить зрителя задуматься над реалиями жизни, борьба с собственными невзгодами методами того же шокового юмора – всё это есть в фильме. В день 35-летия "Ленни" вспомним его ещё раз, а заодно посмотрим на ведущих мастеров стендапа и их взаимоотношения с кинематографом.
Читать на сайте
10 сентября 2009
Иван Денисов
Нокаут от Уайза (о фильме "Подстава")
"Подстава" демонстрирует нам всю неприглядность профессионального спорта вообще, и профессионального бокса в частности. Это мир, где правят преступность, зрительская жаждаф острых ощущений, и где индивидуальность спортсменов разрушается даже быстрее, чем иллюзии о славе и успехе. Мир, далёкий от сахарных историй о пути к популярности с ожидающими в конце многомиллионными гонорарами и гламурными красотками настолько же, насколько фильмы Догмы далеки от искусства кино.
Не особенно удачливый и уже не слишком юный боксёр Стокер готовится к очередному бою. Менеджер Стокера настолько привык к поражениям своего клиента, что договаривается с гангстерами о сдаче боя, даже не сообщив об этом боксёру.
Читать на сайте
1 сентября 2009
Иван Денисов
Убийца сёгуна, брат Затоичи (к 80-летию Томисабуро Вакаямы)
В незапамятные времена, когда прекрасный мир японского жанрового кино был почти неизвестен американскому и европейскому зрителю, путь на Запад шедеврам 60-70-х прорубали "уличный боец" Сонни Чиба и "убийца сёгуна" Томисабуро Вакаяма. В случае с Вакаямой слово "прорубать" имеет самое что ни на есть прямое значение, так как он за пределами Японии известен прежде всего по ролям самураев.
Читать на сайте
25 августа 2009
Иван Денисов
Случай Масумуры (к 85-летию режиссёра)
Если и стоит слушать чьи-то кинорекомендации, то точно не критиков и вряд ли - режиссёров. Мнения актрис - гораздо интереснее и заслуживают куда больше внимания. Поэтому главным доводом в пользу того, что фильмы Ясудзо Масумуры надо обязательно смотреть, для меня являются слова единственной и неповторимой Мейко Кадзи, сделавшей с ним несколько фильмов: "Я мечтала о съёмках у него с начала карьеры. Масумура – перфекционист. Мне не доводилось работать с подобными режиссёрами. В нём чувствовалась удивительная внутренняя сила. Я очень многому научилась у Масумуры… Он сильно отличался от всех японских кинематографистов. Масумура был мастером мирового значения. Когда я испытываю творческие или жизненные проблемы, то всегда вспоминаю его слова и советы, и они никогда меня не подводят".
Читать на сайте
17 июля 2009
Иван Денисов
Большая бойня как высокое искусство (К 80- летию Эйичи Кудо)
Наверное, нельзя поспорить с тем, что жанровые фильмы мы смотрим прежде всего из-за действия. Другое дело, что одного действия всё же недостаточно для того, чтобы фильм не просто понравился или помог приятно провести время, но и надолго остался в памяти. Д.Ву или Р.Родригес умеют ставить виртуозные боевые сцены, но редко за этими сценами скрывается что-то действительно оригинальное. Другое дело - фильмы Эйичи Кудо.
Читать на сайте
3 июля 2009
Иван Денисов
Правдивая история о том, как секс и телевидение спасли японское кино
Современный кинематограф наконец-то пришёл к аккуратному балансу. Мейнстримный конвейер всё более обезличивается, а миф об арт-хаусе как о территории творчества тоже окончательно развенчан. А критики, не желающие расставаться с трогательной концепцией арт-хауса, вырастили из него весьма агрессивного зомби. Сложившаяся ситуация очень благоприятна для японского кино, в котором границы между авторским и коммерческим кино были благополучно забыты.
Читать на сайте
6 мая 2009
Иван Денисов
Джаспер Шарп: поднявший розовый занавес
Британский энтузиаст Джаспер Шарп создал сайт midnighteye.com, который стал главным западным ресурсом по японскому кино. В 2008 году вышла книга Шарпа "За розовым занавесом" - это полная история жанра "пинку эйга", его взаимодействия с национальным кинематографом, политическими и культурными реалиями Японии.
Читать на сайте
7 апреля 2009
Иван Денисов
Путешествие за край ночи (о фильме "Апокалипсис сегодня")
Фильм Копполы за прошедшие тридцать лет не просто подтвердил свой статус великого военного кинопроизведения, но и стал убедительной иллюстрацией тезиса о том, что "у шедевра должна быть тяжёлая судьба". Многолетняя и изматывающая работа над "Апокалипсисом" всерьёз подорвала здоровье режиссёра и его актёров, в любой момент картина могла быть остановлена и остаться лишь "незаконченным амбициозным проектом", но упорство Копполы не прошло даром: фильм, разработка которого заняла в общей сложности более десяти лет, состоялся, получил широчайшее признание и с блеском прошел испытание временем. За рождение "Апокалипсиса" мы должны быть благодарны генератору оригинальных идей по имени Джордж Лукас. Задолго до своих Звёздных войн, ещё в 60-х, начинающий кинематографист предложил своему приятелю Джону Майлиусу написать сценарий о войне во Вьетнаме. Майлиус всегда интересовался сильными личностями и военной тематикой, поэтому сразу ухватился за эту идею.
Читать на сайте
14 марта 2009
Иван Денисов
Красавицы и чудовища во мраке (о книге "Дэвид Линч: прекрасная тьма")
Тьма для фильмов Линча необходимый атрибут. Она пугает и притягивает одновременно. В ней вопросы, на которые почти невозможно найти ответы. В ней страхи и фантазии. В тьме рядом оказываются красавица Дороти и убийца Фрэнк из "Синего бархата" или зловещий Боб и несчастная жертва-соблазнительница Лора Палмер из "Твин Пикса". Некоторой темнотой окутаны даже развязки фильмов Линча: галактический герой из "Дюны", получи сага продолжение, стал бы галактическим диктатором; дала бы компания ABC добро на третий сезон "Твин Пикса", и вместо победы злых сил мы бы увидели торжество агента Купера и положительных героев; наконец, нам уже никогда не узнать каковой была бы судьба Бетти/Дианы, превратись "Маллхолланд драйв" в полновесный сериал. Во тьме всё должно быть загадочным и не до конца ясным. Книга Олсона – мастерская экскурсия по "прекрасной тьме" Дэвида Линча.
Читать на сайте
26 февраля 2009
Иван Денисов
Хидео Гоша и его самураи вне закона
Гоша, Кудо и Икехиро сделали с самурайским фильмом то же, что Хэмметт и Чандлер с криминальным романом: превратили развлекательный жанр в художественно значимое явление, насытили его жестоким реализмом, мрачной иронией и чёрным юмором, взвинтив темп и наполнив повествование неоднозначными персонажами.
Читать на сайте
26 февраля 2009
Иван Денисов
Италия, вооружённая до зубов
В 2008 году мировые экраны покорились "Гоморре" Маттео Гарроне, и вот уже кинопресса готова объявлять о воскрешении зачахшего Апеннинского кино. Одна оговорка: проводить аналогии между Гоморрой и неореализмом или ранним Висконти нет смысла. Успех "Гоморры" обусловлен интересом к тому сегменту итальянского кино 60-70-х, что раньше презрительно игнорировался, а сегодня кажется куда как более успешно прошедшим испытание временем, чем фестивальные фавориты. Да, речь идёт о жанровом кино. Раньше всё казалось простым - есть в жанровом кино Италии великий Серджо Леоне, есть несколько оригиналов вроде Лючио Фульчи, а на остальных не стоит и внимания обращать. Теперь оказывается, что во внушительных фильмографиях "бесчестных ублюдков" итальянского кино, подобных вдохновившему Тарантино Энцо Дж. Кастеллари, можно обнаружить подлинные жемчужины, отличающиеся незаурядным профессионализмом и оригинальностью творческого воплощения.
Читать на сайте
23 января 2009
Иван Денисов
Сонни Чиба – непобедимый уличный боец
Сонни Чиба, безусловно, стал воплощением азиатской экзотики, брутальности, энергетики и аморальности, он звезда главного карате-фильма всех времён "Уличный боец". В титрах актёр вообще-то обычно значился как Шиничи Чиба, но прокатчики в США не слишком утруждали себя транскрипцией японских имён и старались придать им более американизированное звучание.
Читать на сайте
7 января 2009
Иван Денисов
Теруо Ишии – кинодьявол во плоти
Cкромный и интеллигентный джентльмен, представший перед посетителями фестиваля в Удине, никак не увязывался с экранным безумием и автобиографией под названием "Теруо Ишии – кинодьявол". Между тем это был он, единственный и неповторимый маэстро "эро-гуро", реформатор криминального кино и, поистине, "культовый режиссёр №1". Ишии-сан быстро очаровал зрителя умом и самоиронией...
Читать на сайте
8 декабря 2008
Иван Денисов
Ас Дзё (к 75-летию Дзё Шишидо)
Дзё Шишидо родился 6 декабря 1933 года в Осаке. В семье Шишидо никто не мешал детям мечтать о сценической карьере - младший брат Дзё, Эйдзи Го, впоследствии стал известен на том же поприще. Что касается нашего героя, то после обучения в школе он поступил на театральные курсы. В своих планах Шишидо был уверен: необходимо стать кинозвездой уровня Джеймса Кэгни, и желательно поскорее.
Читать на сайте
8 декабря 2008
Иван Денисов
У.К.Филдс: "Человек, который не любит детей и собак, не может быть плохим"
Великий комик У.К. Филдс (1880 – 1946) – человек, которого цитируют много и часто. Порой ссылающиеся на него люди даже не знают, что пользуются словами знаменитого актёра - его высказывания уже давно стали притчей во языцех. Например: "Я свободен от предрассудков, ненавижу всех без исключения". Или : "Никогда не голосую "за", только "против". Или: "Завтра я протрезвею, а вы останетесь идиотами".
Читать на сайте
9 октября 2008
Иван Денисов
Генерал - суперзвезда
Кажется, что финал фильма вызывает у зрителей восторг гораздо чаще, чем его начало. Но и из этого правила есть исключения. Вот, например: на фоне звёздно-полосатого флага увешанный орденами и регалиями генерал произносит воинственную речь о безусловной победе Америки над всеми врагами. И его первая реплика – "Никто не выиграл войну, умерев за свою страну. Выиграть можно, лишь заставив врагов умирать за твою страну". Эпизод и фрагменты этой речи знакомы даже тем, кто не смотрел Паттона - сцена стала поистине легендарной. Правда, сразу возникает вопрос: достойны ли такого вступления оставшиеся без малого три часа экранного времени. Поверьте, достойны. Свои семь "Оскаров" (включая премию за лучший фильм года) Паттон получил не зря. А хитрый ход режиссёра Шеффнера, объявившего съёмочной группе, что поставит речь главного героя в конец, но сделавшего наоборот, себя полностью оправдал.
Читать на сайте
2 октября 2008
Иван Денисов
Несколько примеров женской мести
Словосочетание "смертельная притягательность красоты" в 60-х обрело новый смысл, красивые актрисы получили больше возможностей раскрыть свои таланты, а в арсенале режиссёров появился новый поджанр. Фильмы о женской мести стали способом соотнести кинематографическую выразительность "нуаров" и вестернов с динамикой "экшна" и дали миру немало запоминающихся произведений.
Читать на сайте
4 сентября 2008
Иван Денисов
Тура Сатана: "Я не пожертвую своей независимостью"
Единственная и неповторимая Тура Сатана внимательно читает "Синематеку" и осталась довольна статьей "От Евы до Сатаны". Настолько, что любезно дала согласие ответить на ряд вопросов только для читателей "Синематеки". Итак, эксклюзивное интервью (насколько можно судить - первое в России) предлагается вашему вниманию.
Читать на сайте
18 августа 2008
Иван Денисов
Роман Поланский: вечное странствие
Наш юбиляр Роман Поланский - талантливейший постановщик, заплативший за успех немалую цену, переживший множество тяжёлых испытаний и известный не только фильмами, но и скандальными фактами из жизни. Человек, обречённый на странствия и заслуживающий титула "перманентный изгнанник". Хочется сравнить его с писателем де Садом - тому тоже слава далась тяжело, и он также прославился не только творчеством, но и самой своей жизнью.
Читать на сайте
16 августа 2008
Иван Денисов
Бунта Сугавара: бешеный пёс "якудза эйга"
Жаловаться на сегодняшнее состояние жанра "экшн" стало даже скучнее, чем смотреть его современные примеры. Кризис жанра тем очевиднее, что живы "три богатыря", которые служат живым укором нынешним производителям конвейерной продукции. Это интернациональное трио составляют американец Клинт Иствуд, француз Жан Поль Бельмондо и наш юбиляр, японец Бунта Сугавара.
Читать на сайте
6 августа 2008
Иван Денисов
Эпитафии чести и благородству
В потоке криминальных картин такое количество выдающихся лент, что впору задаться вопросом – заслуживает ли вся эта малоприятная преступная публика подобного обилия шедевров. Наверное, нет, но с другой стороны, если иметь в виду частое стремление кинематографистов деромантизировать уголовный мир и показать его во всей неприглядности, то почему бы и нет.
Читать на сайте
12 июля 2008
Иван Денисов
От Евы до Сатаны – суперженщины Расса Майера
Расс Майер - очень необычный режиссер. В любви к нему признаются видные кинодеятели, а его влияние на современное кино признано киноведами, хотя Майер снимал исключительно развесёлое кино, в котором центральное место традиционно доставалось пышногрудым дамами. Каким образом можно попасть в учебники по кино, большую часть жизни отмахиваясь от ярлыка "король софт-порно", расскажет статья Ивана Денисова, которую он посвящает одной из любимиц Майера - Туре Сатане, на днях отметившей день рождения.
Читать на сайте
9 июня 2008
Иван Денисов
Золотые годы вестерна
Вестерн - один из важнейших жанров в истории кино, приемы и находки которого во многом повлияли на развитие киноязыка в целом. Синематека посвящает американским вестернам второй половины XX века общий обзор с акцентом на творческий путь одного из самых необычных и изобретательных режиссеров жанра - Сэма Пекинпа.
Читать на сайте
25 мая 2008
Иван Денисов
Рейко Ике: самая сексуальная мстительница
Очередной майский юбилей возвращает нас в золотые для японского кино 70-е годы и напоминает о расцвете жанра "пинку эйга", то есть фильмов эротической тематики. День рождения празднует отчасти повторившая судьбу своих киногероинь бесспорная королева фильмов "pinky violence" Рейко Ике.
Читать на сайте
24 мая 2008
Иван Денисов
Сейдзун Сузуки: джокер в колоде "Никкацу"
Во времена, когда знания о японском кино на Западе ограничивались десятью-пятнадцатью именами, Сузуки уже приобрёл солидную группу почитателей. Засыпавшие на фильмах Кобаяши или Инагаки критики восхищались абсурдистско-издевательским мировосприятием Сузуки, его визуальным талантом, умением работать с актёрами и создавать жанровые вроде бы фильмы, которые ломали все устоявшиеся представления о криминальных лентах или мелодрамах. История же с увольнением режиссёра со студии "Никкацу" добавляла эффектности, способствуя легенде о гении, работавшем среди ремесленников и жестоко за свою гениальность поплатившемся.
Времена те уже позади. К счастью, выяснилось, что выдающихся японских кинематографистов значительно больше, чем десять или пятнадцать. Выяснилось и то, что многие из них работали параллельно с Сузуки как раз на "Никкацу". Сказалось ли это на образе гения-анархиста? Совсем нет. Напротив, ещё больше его возвеличило. Легко прослыть великим среди серых постановщиков. Труднее им стать рядом с мастерами уровня Тошио Масуды или Ко Накахиры. А нашему герою удалось как раз последнее.
Читать на сайте
8 мая 2008
Иван Денисов
Самурайское кино 60-70-х : реформация или революция?
Между самурайским кино и вестернами параллели проводят довольно часто. Например, в том, что касается количества произведённых в этих жанрах лент. Количество это огромно, но в данном обзоре я остановлюсь на основных (на мой взгляд) фильмах именно 60-70-х годов, когда японское кино вообще, и самурайское - в частности, ощутимо менялось под влиянием общественно-политических процессов, что привело к самому яркому и блистательному периоду в кинематографе страны Восходящего Солнца.
Читать на сайте
|