Мой любимый фильм сериала. Хотя, учитывая моё отношение к Икехиро, это вполне естественно. В 1964 году Кадзуо-сан был очень занят. Сняв «Меч соблазнения» он реанимировал серию о Кйоширо Немури и во многом революционизировал «дзидай-гэки», внёс режиссёр свою индивидуальность и в сагу о Затоичи. Тем более в работе над данным фильмом ему помогали, помимо универсала Кацу, великий оператор Кадзуо Миягава (создававший визуальный мир картин Мидзогути) и блистательный актёр Томисабуро Вакаяма (брат Кацу, кстати, уже игравший с ним в одной серии «Затоичи»).
“Zatoichi sen-ryo kubi”/’Zatoichi and the chest of gold” вовлекает слепого массажиста-фехтовальщика в сложную интригу. Зашёл человек в деревню в фестивале поучаствовать, а там после праздника обнаружили пропажу сундука с собранными налогами. Подозрение падает на подозрительного слепого (замечательная фраза разгневанного крестьянина «Мы ему разрешили в барабан постучать, а он наши деньги украл»), тот, естественно, пытается найти виновных. Их оказывается довольно много. Якудза, коррумпированные власти, служители закона, ронины-наёмники. Все хотят заполучить злополучный сундук, но уж Затоичи разберётся и вернёт деньги владельцам.
Западник Икехиро подошёл к сериалу в своей манере. Вместо ставшего традиционным неспешного развития сюжета с масштабной битвой в финале он предпочёл насытить «Сундук» действием и движением. Схватки, стычки, просто стремительное перемещение персонажей, с оператором Миягавой режиссёр добился максимального эффекта, фильм и сейчас впечатляет динамикой и чувством ритма. Даже в кульминации Икехиро сосредотачивается не на привычной сцене «Затоичи против всех», а создаёт захватывающую дуэль один на один, Кацу против Вакаямы, ставшую классической для «дзидай гэки» (по словам режиссёра, братья так разошлись, что чуть не покалечили друг друга на съёмках). Подобных схваток в последующих фильмах серии я и не припомню. Хотя эффектных финалов будет немало, лучшие остались за Икехиро (о следующем его фильме разговор ещё состоится).
Не обошёлся постановщик и без отсылок к своим любимым западным жанровым лентам. Красотки-агентки, работающие на якудза и полицию напоминают о шпионских триллерах и комедиях начала 60-х, а титры оформлены вообще в «бондовской» манере. Так что изобретательность в привлечении западного к чисто японскому жанру Икехиро никогда не изменяла.
Примерно с этого же фильма в сериале усиливается и комедийное начало, благо для выдающегося актёра Кацу убедительный переход от драмы к комедии и наоборот трудностей не составлял никогда. И именно у Икехиро (в меньшей степени у Мори) элементы «слэпстика» выглядят наиболее уместно. Хотя в целом режиссёр предпочитал трактовать Затоичи в мифической манере. У него слепец с мечом выглядит почти мистической фигурой, прибывшей в наш мир с миссией правосудия. Ещё более ярко эта трактовка будет представлена в следующем фильме Икехиро, «Сверкающий меч Затоичи».