
Явление западному зрителю режиссёров Большой Тройки японского кино во плоти, случившееся в конце 90-х, имело не меньший эффект, чем их ретроспективы. Вечный радикал Киндзи Фукасаку и язвительный Сейдзун Сузуки отвечали именно тем представлениям, которые давно сложились у их верных поклонников. А вот скромный и интеллигентный джентльмен, представший перед посетителями фестиваля в Удине, ну никак не увязывался с экранным безумием и автобиографией под названием "Теруо Ишии – кинодьявол". Между тем это был он, единственный и неповторимый маэстро "эро-гуро", реформатор криминального кино и, поистине, "культовый режиссёр №1" (здесь никак не уйти от клише). Ишии-сан быстро очаровал зрителя умом и самоиронией, а непременно присутствующая прелестная ассистентка рядом с мэтром привлекала дополнительную публику на встречи с постановщиком. Поэтому завоевание аудитории за пределами Японии далось выдающемуся мастеру легко.
Выражение "культовое кино" так часто используется, что давно утратило свой подлинный смысл. Напомню: культовое кино в классическом понимании представляет собой снятые на не очень большом бюджете фильмы размытой жанровой принадлежности, при создании которых автор делает то, что интересно прежде всего ему и группе отчаянных сообщников-единомышленников. И уж если автор обладает талантом, то влияние его творчества выходит далеко за рамки "кино для избранных" и серьёзно воздействует на кинематограф и культуру в целом. Люди ленивые и нелюбопытные, или слишком замороченные академической критикой культового кино сторонятся, используя для самозащиты бессмысленное словосочетание "нишевый жанр" (миф, не имеющий права на существование). Люди чрезмерно радикальные именно в культовом кино видят единственно свободное искусство. Я ближе к второй группе, хотя чрезмерный радикализм и у меня вызывает неодобрение. Для меня культовое кино – новообразование на здоровом организме мирового кинематографа, который состоит из триединства коммерческий мейнстримфестивально-модная продукцияклассика. Новообразование подпитывается триединством и постепенно влияет на него, в чём-то укрепляя, а в чём-то разрушая его. Хорошо это или плохо? Не знаю. Но мне без культовых мэтров вроде Расса Майера или Лючио Фульчи было бы невыносимо скучно.
Читать далее