“Zatoichi tekka tabi”/”Zatoichi’s cane sword”, 1967 год, 15-я часть.
Начинается всё довольно резво : на просёлочной дороге Затоичи спотыкается о полумёртвое тело. Перед тем, как перейти в разряд окончательно мёртвых, тело успевает представиться боссом якудза и сообщить, что в столь плачевном положении виноваты злые конкуренты из опять же якудза. Иных подробностей Затоичи узнать не успевает. Справедливо рассудив, что у него хватает своих забот, слепой массажист выбрасывает из памяти случившееся и продолжает путь. Но вскоре попадает именно в ту деревню, откуда родом и встреченный им убитый оябун, и его убийцы. Вот только наш герой сталкивается с серьёзной проблемой, мешающей отмщению : местный кузнец предупреждает, что верный меч-посох уже истрепался и вот-вот развалится. Потому Затоичи решает завязать с восстановлением справедливости и попробовать себя в роли мирного поселенца. Здесь действие фильма резко замедляется и возвращается к стремительному развитию лишь ближе к концу, когда несостоявшийся крестьянин Затоичи всё же отправляется умерщвлять негодяев (как решилась проблема с мечом, я умолчу).
Ясуда, автор многих популярных «дзидай-гэки» (например, из серии «Кйоширо Немури»), в саге о Затоичи был одним из наиболее плодовитых режиссёров наряду с Кендзи Мисуми (при всей авторитетности этого постановщика я не большой его поклонник, оттого картины Мисуми остались за рамками моего мини-обзора). «Меч-посох» он снял, уже имея опыт работы над сериалом. Однако вровень с лучшими лентами Икехиро или Мори я бы его не поставил. Слишком уж замедлен ритм, не особенно смешны комедийные эпизоды, да и трактовка Затоичи мне не очень близка. У Ясуды он превратился в уставшего мстителя, мечтающего о завершении бурной карьеры истребителя зла. Виртуоз Кацу сыграл, как всегда, здорово, но мне он больше по душе в образе мифического палача у Икехиро или авантюриста у Мори. Финальный бой, конечно, отлично срежиссирован, но и он уступает мастерским схваткам уже упоминавшихся «двух Кадзуо». То есть «Меч-посох» вполне достойный пример общего уровня сериала, но прорывов в большее в нём нет.
Однако добавлю, что возвращение Ясуды к истории о массажисте-якудза в фильме «Затоичи и беглецы» стало гораздо более удачным, а «Меч-посох» при всех своих минусах всё же лучше, чем следующий фильм сериала, «Затоичи – преступник» Сацуо Ямамото.