Новая Синематека открывает серию обзорных статей о выдающихся мастерах жанрового кино, благодаря которым создавались новые жанры и раздвигались границы существующих, появлялись лучшие образцы вестерна, нуара, шпионского или самурайского фильма. Именно авторам, а не мастеровым жанрового кино посвящен этот цикл, начинающийся обзором творческого пути флагмана французского поляра - Жан-Пьера Мельвиля.
50 ЛЕТ ПОЛЯРА

Криминальное кино в каждой стране стараются делать своё. Избежать сравнения с американскими образцами жанра практически невозможно, но во Франции, Италии и Японии всё же удалось создать самоценную мифологию гангстерско-полицейского кинематографа. Во Франции же поляр или "чёрная серия" удивляет ровностью и умением выживать. Если в Италии пик был где-то в 70-е, в Японии "золотые годы" пришлись на 60-70-е, то французы (пусть и с некоторыми спадами) исправно выпускают качественные поляры уже более полувека.
Принято считать, что "чёрная серия" французского кино зародилась в середине 50-х. И начало её связывают с вышедшими подряд фильмами Не тронь добычу (Жак Беккер, 1954), Облава на торговцев наркотиками (Анри Декуэн, 1955) и Потасовка среди мужчин (Жюль Дассен, американец, между прочим, 1955). Разумеется, не на пустом месте всё это появилось – элементы "чёрной серии" можно усмотреть в "поэтическом реализме" Марселя Карне с его вниманием к ночному городу и ощущением обречённости героев. И, разумеется, в замечательных фильмах Анри-Жоржа Клузо.
Читать далее