
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
Иван Денисов
Хидео Гоша и его самураи вне закона
26 февраля 2009, 20-08
 Любителям гороскопов и магии цифр на заметку: сразу три великих мастера самурайского кино родились в 1929 году. Про Кадзуо Икехиро рассказ на "Синематеке" уже был, про Эйичи Кудо - ещё предстоит, сегодня же отметим юбилей самого знаменитого из нашей тройки - Хидео Гоша. Честно признаюсь, хотя в критических исследованиях Гоша неизменно получает наиболее высокую оценку из этих трёх замечательных постановщиков, но для меня он режиссёр скорее уважаемый, чем любимый (тогда как Икехиро и Кудо относятся как раз к любимым мастерам японского кино). Но уважать этого автора есть за что, его опыты в самурайском жанре заставили считаться даже привередливую критику с, казалось бы, чисто развлекательным жанром, а ранние фильмы Гоша ничуть не утратили своей силы и энергетики, оставаясь к тому же образцом постановки боевых сцен.
Прежде чем подробнее остановиться на творчестве Хидео Гоша (26.02.1929 – 30.08.1992), вспомним о времени, когда он дебютировал в кинематографе, то есть о 60-х годах. На тот момент казавшаяся незыблемой студийная система японского кино слегка зашаталась и нуждалась в новых подходах и именах. В послевоенной культурной истории Страны Восходящего Солнца 50-е годы стали как раз периодом расцвета больших студий ("Тохо", "Дайэй", "Шочику") и облюбованной академической кинокритикой порой. Череда ладных развлекательных лент (в большинстве своём как раз самурайских) и таких же ладных семейных и исторических драм предлагала зрителю набор мелодраматических или относительно острых ощущений, не особенно стремясь к критическому осмыслению действительности или прошлого. Да, мелькала у Кейсуке Киноситы критика милитаризма, приведшего к национальному унижению страны. Да, Кендзи Мидзогути и Микио Нарусе в своих работах достигали подлинного драматизма. И безусловный талант Ясудзиро Одзу не позволял обращать внимание на некоторый схематизм ряда его картин. Но тут же обретались и явно перехваленные фигуры - вроде поверхностного Акиры Куросавы или чересчур претенциозного Масаки Кобаяши. В общем и целом японское кино "для внутреннего употребления" зиждилось на вполне конвейерной продукции, а "экспортное" - на фестивальных драмах, честно следовавших традиционным понятиям о Японии и изображавших японскую действительность порой чересчур благостно.
Читать далее

|
|