“Kage gari”/”Shadow hunters”, фильм 1972 года, сделал один из режиссёрских столпов «Никкацу» Тошио Масуда. Правда, сделал его на студии «Тохо». На посвятившей себя эротике «Никкацу» стало ему не слишком уютно.
«Истребители теней» продолжают тенденцию «разочарованных и циничных 70-х» по разрыву с традицией самурайского кино. Одинокие герои-аутсайдеры, презрение к правилам и кодексам, обилие натуралистичных кровавых и (кстати) эротических сцен. Вот лишь некоторые приметы жанра той поры. Так как работали в нём талантливые люди, то и эффект был достигнут немалый. «Дзидай гэки» стал жёстче и реалистичнее и по мере сил конкурировал с «гендай эйга» (фильмами о современности). Начали видоизменение жанра ещё в 60-е Кадзуо Икехиро, Эйичи Кудо и Хидео Гоша, но в 70-е неожиданную помощь кино оказали комиксы. Бескомпромиссная манга Кадзуо Коике в частности (напомню, на ней основаны фильмы из серии «Одинокий волк и волчонок» и эпохальный «Бусидо «бохачи» Теруо Ишии). В основе «Истребителей» тоже манга, правда, Такео Сайто, сценарную адаптацию сделал знаменитый Канео Икегами (работавший с упоминавшимся Кудо, а также много писавший для «Никкацу», в том числе и работ Масуды), ну а сам Масуда был более чем достойным кандидатом для постановки. Как-никак его «якудза эйга» были в числе наиболее оригинальных на «Никкацу».
«Тени» - это ниндзя. По сюжету, ниндзя являются презренными слугами властей, чьё шпионское и боевое искусства используются сильными мира сего для расправ над неугодными феодальными владениями. Противостоять распоясавшимся министрам сёгуна и ниндзя могут только три ронина, в прошлом сами пострадавшие от произвола властей. Вот и берутся они за очередное дело по охране некоего важного документа, за которым охотятся шпионы-ниндзя, чтобы добиться дискредитации очередного мелкого феодала и конфискации его княжества.
За стремительным действием, изобилующим мастерски поставленными схватками и малоодетыми красавицами не теряются важные для авторов мысли. Власть всегда враждебна человеку, а если традиция требует подчинения самурая такой власти, то к чёрту традицию. Личные переживания и состояние собственной души важнее. Обычно играющие второплановые роли, но черезвычайно сильные актёры Рёхей Учида и Микио Нарита бунтарскую сущность своих героев подчёркивают очень точно. Хотя ещё точнее выбор актёра на роль вожака троицы. Юдзиро Ишихара был суперзвездой «Никкацу» как в боевых, так и романтических фильмах. В «Истребителях» Масуда к тому же воссоединил его с частой партнёршей былой поры, красавицей Рурико Асаока. При этом героиня Асаоки преследует Ишихару, пытаясь напомнить ему о правилах самурая и убедить совершить совместное харакири в знак солидарности с погибшим предводителем клана, но у ронина теперь иная философия. Выживание и месть существеннее законов предков. Дуэт Ишихара-Асаока придаёт фильму необходимую эмоциональную силу и лишний раз утверждает новые правила «дзидай гэки» 70-х. Самурай больше не слуга и не воплощение добродетелей. Он одиночка, циник, презирающий власть и преступников в равной степени. Романтика умерла с традицией. На смену героям пришли антигерои. Это здорово.
А в том же 1972 году вышла вторая часть. О ней, конечно, разговор отдельный.