Не знаю, чем это было вызвано, но редакторы "Синематеки", не поставив меня в известность, убрали большую часть беседы с Шарпом. Часть, без которой трудно понять как его взгляды, так и значимость его книги. К тому же сам мистер Шарп полагал данные вопросы самыми интересными в беседе. Исправляю ошибку редакторов и прилагаю недостающие вопросы и ответы :
ИД : Самурайское кино ("тянбара"), гангстерское ("якудза эйга"), ужасы ("J-horror")…Эти жанры японского кино приобрели культовый статус на Западе. Произойдёт такое же с "пинку эйга"?
ДШ : Думаю, уже произошло. Интерес к софт-порно с реалистичными персонажами и связными историями сохраняется. Подобный формат даёт зрителям то, чего не может дать хард-порно. Женщинам обычно не слишком по душе крупные планы гениталий и совокуплений. А "пинку эйга" гораздо деликатнее. Они не столь откровенны, а эротизм сообщается сюжетами и ситуациями. На организованных мной просмотрах всегда можно увидеть как мужчин, так и женщин, причём разных возрастов. Определённо, поклонников у жанра много.
ИД : Теперь немного политики. Вынужден предупредить : я в этом вопросе человек предвзятый и не очень объективный. Посмотрев на советский режим 80-х, российские беспорядки 90-х и нынешнюю авторитарную систему, я проникся равным отвращением к власти во всех её видах и революционерам всех мастей (последним я даже побывал в конце 80-х, участвуя в каких-то антикоммунистических и антиправительственных мероприятиях). И вот что меня приводит в недоумение : с 60-х независимые кинематографисты считают своим долгом связываться с революционерами и объединяться на основе антиамериканских и антиизраильских настроений. В "Розовом занавесе" это тоже освещено, так как "пинку эйга" всегда ближе к независимому, чем мейнстримному кино. Многие режиссёры умны настолько, чтобы разделять политическое и культурное влияние США (Кадзухиро Сано, например). Но всё же не кажется ли Вам, что мы рискуем получить "новый конформизм" леворадикального толка и что иногда от творческого человека требуется больше смелости объявить о нежелании подчиняться интеллектуальной моде и демонстративно поддерживать США и Израиль?
ДШ : Постоянная борьба левых и правых имеет разное значение в разных странах и в разные исторические периоды. Можно сказать, что речь идёт о борьбе пролетариата против капиталистов, антиимпериалистов против империалистов, государственного контроля над экономикой против свободного рынка, диктатуры против демократии, регулируемого рынка труда против нерегулируемого рынка труда, консерваторов против либералов, национализме, глобализме, военном вмешательстве в чужие дела и т.д. В общем, всё куда сложнее, чем быть "правым" или "левым".
Я в книге хотел объяснить, какое значение имело противостояние студентов и истеблишмента в Японии 60-х, когда премьер-министр и ведущие бизнесмены были осуждены за военные преступления сразу после войны, а после ухода американцев вернулись на руководящие посты. И не стоит забывать, что многим режиссёрам "пинку эйга" был практически заказан ход на большие студии, где они бы не могли делать то, что хотели.
Я могу понять ход мыслей людей поколения Масао Адачи. Они выросли в послевоенной нищете, в условиях американской оккупации, осознавая какой ужасной ошибкой было затевать войну против остальной Азии и Америки. И, конечно, они всячески противились самой идее, что Япония предоставляет американцам территории под военные базы, давая возможность США вести боевые действия в Азии с японской земли. Люди не хотели становиться активными союзниками США, так как после бомбардировок 1945 жили в страхе перед возможностью атомной войны. Но правительство (якобы демократическое, после того как американцы переписали конституцию Японии) не желало слушать возражений. В результате последовали хаос, массовые волнения, терроризм и смерть невинных людей.
У вас в России ситуация была иной. Вы жили при коммунистическом режиме, тогда как в Англии, например, Коммунистическая партия вообще не имеет веса в политической жизни, такая уж у нас конституция. Вроде бы левые лейбористы и вроде бы правые консерваторы у нас практически неотличимы и давно утратили даже намёк на собственную идеологию. Когда я учился в университете, в начале 90-х, то мы не особенно интересовались политикой. Все приняли крушение коммунизма, жизнь была комфортной, причин для протеста не было. Его заменяла рейв-культура : мы собирались в больших складских зданиях, принимали наркотики и слушали техно. Наверное, по своему опыту вы знаете, что это приятно – быть частью людей, объединённых общим занятием. Вот, собственно, и всё моё участие в молодёжных движениях. Никакой политики, просто свой способ самовыразиться. Сейчас положение в Англии похуже : существенный разрыв между богатыми и бедными, неограниченные полномочия полиции (которыми они всячески злоупотребляют), правительство не слушает своих избирателей. Поэтому и у нас люди постоянно выходят на улицы, чтобы протестовать. История повторяется. Тем интереснее было сравнить ситуацию в Англии с тем, что было в Японии и к чему это привело.
Я говорю всё это, не основываясь на устойчивой политической позиции, просто воспроизвожу происходящее. Лично я не настолько глуп или фанатичен, чтобы убивать или умирать во имя какой-то идеи и готов подписаться под словами Граучо Маркса "Никогда не вступлю в клуб, который согласится терпеть меня в своём составе". Но у меня есть свои взгляды, и я думаю, что можно учиться на истории других стран. Жаль, что немногие представители властей США и Великобритании это понимают.
У меня есть друзья из США, и я восхищаюсь американскими писателями, музыкантами и кинематографистами. Американцы свободны критиковать свою страну (британцы, к счастью, тоже), а это очень важно. Но факт остаётся фактом : Америка чрезмерно усердствует в насаждении своей версии демократии в других странах вооружённым путём. Я считаю, что есть разница между антиамериканизмом и критикой внешней политики США, как есть разница между критикой действий Израиля в Газе и антисемитизмом.
Не думаю, что есть опасность "нового конформизма". Коммерческие голливудские режиссёры вроде Майкла Бея или Ридли Скотта располагают куда большими возможностями для утверждения идей "Запад – лучше всех" или "Прав сильнейший". Рыночные механизмы определяют, что люди делают и что смотрят. Критически настроенные писатели и кинематографисты оказываются вне мейнстрима, но они необходимы для современной культурной жизни. Вообще желание сделать фильм и написать книгу чаще всего связано с порывом сделать что-то вопреки устоявшимся правилам. В Китае кино управляется государством, но в стране есть интересное движение "Кинематографисты шестого поколения". Вслед за японскими "пинк-режиссёрами", французской "новой волной", британским "движением свободного кино" и американским "коллективом документального кино" они используют новые возможности производства и распространения фильмов, чтобы ставить под вопрос установленные государством правила и представлять своё видение жизни Китая.
Убеждён : каждый должен имеет право высказать своё мнение, которое может быть принято, отвергнуто или стать предметом продолжительной дискуссии. Вот когда спорящие стороны слушают только себя, возможны опасные последствия.
ИД : Главы про Кодзи Вакамацу и Масао Адачи следует изучать не только критикам и кинематографистам, но и историкам. Здесь Вы тщательно прослеживаете, как молодёжные протестные группировки постепенно превращаются в банды параноидальных убийц и как это превращение осмысливалось в картинах Вакамацу и Адачи. Описывая же участие Адачи в палестинской террористической деятельности, Вы упоминаете бойню в израильском аэропорту. Среди свидетельств и отзывов об этой трагедии довольно странно звучат слова Патришии Стайнхоф. Либеральная интеллектуалка защищает палестинцев и примкнувших к ним японцев, но несколько странно. Например, говорит, что "повстанцы пришли в аэропорт и просто достали оружие. Тогда израильтяне открыли огонь". На мой взгляд, дикий довод : как ещё охрана аэропорта должна была реагировать на демонстрацию оружия? Эта цитата была использована Вами как скрытый выпад против левых либералов или опять сказывается моя предвзятость?
ДШ : Я очень рад, что вы остановились на этих главах. В них я использовал рассказ о "пинку эйга" для анализа политической ситуации той поры. Я уже говорил, что мне симпатичен Адачи, и я могу понять его позицию. Его считают "партизанским кинематографистом", который делал радикально левые пропагандистские фильмы, но при ближайшем рассмотрении заметно, что он дистанцируется от своих персонажей, предпочитая задаваться вопросами, почему люди вовлекаются в революционные движения и что их участие в таких движениях означает для них лично. Адачи также анализирует разницу между осознанием своей принадлежности к радикальным течениями на инстинктивно-эмоциональном уровне и на теоретически-догматическом. Его можно сравнить с Нагисой Осимой, фильмы Адачи предлагают завораживающий экскурс в сознание левых активистов. Я бы не точно не стал связывать Адачи с бойней в аэропорту.
Что касается Патришии Стайнхоф, то не забывайте, что она давно занимается реконструкцией этого кровавого эпизода и даже разговаривала с участниками событий. Никаких визуальных документов той трагедии не существует. Можно с ней соглашаться, можно нет, но она имеет право высказать свою позицию.
Кстати, вы наверное слышали о смерти человека во время недавних демонстраций в Лондоне (1 апреля 2009, встреча "большой двадцатки"). Полиция объявила, что демонстранты мешали проехать медиками и способствовали случившемуся. Но здесь (http://www.youtube.com/watch?v=HECMVdl-9SQ) видно, что на него напали сами полицейские. Жестокая ирония в том, что этот человек вообще не имел к демонстрантам отношения, а просто работал в магазине по соседству. По новым антитеррористическим законам нельзя снимать действия полиции, и без этой записи мы бы вынуждены были поверить официальной версии. Но у нас нет записи бойни в израильском аэропорту и нет записи смерти Мичико Камбы во время демонстраций в Токио 1960 года. Правды о тех смертях мыв никогда не узнаем. Но будем помнить о результатах случившегося.
--------------------------------------------------------------------------------
Get the New Internet Explore 8 Optimised for MSN. Download Now