Обо всех сериях «Затоичи» «докитановской» поры я не стану писать (да я их все и не видел), но об увиденных девяти поделюсь соображениями. Как-никак интересные режиссёры, со своим стилем, своей трактовкой героя. Прекрасный актёр Кацу, кое-какие знаменитые люди на второплановых ролях. В общем, девять рецензий получается.
“Zatoichi Kyojotabi”/”Zatoichi the fugitive” 1963 стал четвёртой частью саги о странствующем слепом массажисте-якудза. Режиссёр Танака уже успел зарекомендовать себя как один из «новых талантов» студии «Дайэй» (вместе с Кадзуо Икехиро, Кендзи Мисуми и Акирой Инуэ) благодаря начатой им серии «Дурная репутация», где впервые блеснул Шинтаро Кацу. Вот и на «Затоичи» они встретились, кстати, уже во второй раз.
Истории в «Затоичи» примерно одинаковы. Герой оказывается в деревне или небольшом городке, где безобразничают бандиты и (обязательно) связанные с ними коррумпированные власти, некоторое время держится в стороне, выступая скорее комедийным недотёпой, но приходит час, когда из трости слепого извлекается меч…и начинается. Лишь некоторые режиссёры отступали от традиции, но о них потом. Танака всё выдерживает в классической манере. Поэтому в «Беглеце» Затоичи, расправившись с бестолковым юнцом-якудза, приходит в его деревню, чтобы извиниться перед матерью убитого (тоже якудза, кстати). В деревне же свои проблемы – злые бандиты подчиняют себе хороший клан опять же якудза, а юный наследник не хочет возглавлять хороший клан, так как ненавидит «людей 893» во всех видах и предпочитает мирную жизнь с любимой девушкой. Ко всему прочему на стороне злодеев обретается давняя привязанность Затоичи, к которой он сохранил нежные чувства, хотя непостоянная красавица уже стала спутницей ронина-наёмника. Постепенно сюжетные узлы развязываются, а в финале Затоичи придётся разочароваться в любви, тогда как зрителям увидеть эффектную и продолжительную битву с негодяями.
Добротный фильм, пока ещё приглушающий комедийные элементы и оставляющий весь «экшн» для кульминации. По трактовке Танаки Затоичи оказывается не столько мстителем, сколько путешествующим философом с мечом, не чуждым рефлексии и заблуждениям с разочарованиями, но в целом однозначно благородным и несущим добро героем. Интересно, что в дальнейших сериях другие режиссёры покажут нам Затоичи в иной манере.
И, конечно, великолепен Кацу. Любитель красивых женщин, дорогого вина и сигар, скандалист, поклонник Джеймса Дина, прекрасный актёр, умный продюсер – это всё он. В «Затоичи» он не только точно передаёт слепоту героя, но и создаёт какой-то удивительный сплав комичного, пугающего и житейски-мудрого. А уж режиссёрам оставалось только акцентировать нужное им в игре виртуоза Кацу.
Хорошая работа Танаки понравится поклонникам сериала, но мне больше по душе сделанное в «Затоичи» Икехиро. Об этом в следующей рецензии.