Фильм 1963 года “Jusan-nin no shikaku”/””13 assassins” как раз хороший повод начать разговор о замечательном режиссере Эйичи Кудо и его самурайских картинах.
Кудо сам происходил из самурайской семьи (что создало ему и его родственникам изрядные проблемы после Второй мировой). Он успел проявить интерес к антиправительственным движениям (судя по интервью и фильмам, в нём разочаровался, хотя и любви к власти не приобрёл, сохранив индивидуальный бунтарский дух), поработать в театре, побывать безработным, прежде чем его друг Фукасаку предложил потомку самураев пойти на студию «Тоэй». Там Кудо к своему неудовольствию получил должность на подразделении, занимавшемся производством «дзидай-гэки». Забавно, но будущий классик жанра не слишком стремился делать самурайское кино. Но вскоре пришла пора самому пробовать себя в режиссуре и довольно быстро Кудо стал одним из реформаторов «дзидай-гэки» вместе с Икехиро и (в меньшей степени Мисуми и Гоша). На «Тоэй» же он точно был основным «революционером». Не столь радикальным, как его друг Киндзи-сан, перевернувший все представления о «якудза эйга», но достаточно смелым, чтобы своим реалистическим и пессимистическим подходом привнести в самурайские истории новое, современно звучание. Особую известность режиссёр приобрёл благодаря своеобразной трилогии «13 убийц» - «Большая бойня» - «11 самураев». Используя сходную сюжетную схему о группе воинов, готовящих устранение обнаглевшего жестокого феодала (в «Убийцах» и «Бойне» к тому же один сценарист, знаменитый Канео Икегами), Кудо добивается результата гораздо большего, чем просто создание профессиональных «дзидай-гэки».
«13 убийц» первый, а оттого и кажущийся наиболее традиционным по ритму и развитию событий. Некий удельный князь возомнил себя безнаказанным и стал своей жестокостью привлекать излишний интерес. В Эдо решают устранить разбушевавшегося феодала, но представители власти хотят остаться незапятнанными связями с убийством. Поэтому опытный боец собирает команду из 13 человек и готовит атаку на негодяя. Того как раз умышленно вызывают в Эдо, поэтому по дороге расправа и должна случиться. Проблема в том, что охраной князя руководит тоже опытный боец, который, несмотря на презрение к своему подопечному, просто так не позволит его убить.
Интриги и подготовка нападения занимают почти 3\4 двухчасового фильма. Заскучать они не дают, но самое главное Кудо оставил напоследок. 30 минут непрерывной резни на узких улочках превращённого в ловушку городка, в которой сходятся 13 убийц и 50 охранников – зрелище сногсшибательное даже для испытанного любителя самурайских фильмов. Кудо отказывается от изысканной фехтовальной хореографии, предлагая почти документальный подход и бросая зрителя в самую гущу начисто лишённого внешнего блеска и романтики боя (приём, который доведёт до совершенства в своих гангстерских лентах Фукасаку). Кажется, сделать нечто подобное в «дзидай-гэки» ещё раз невозможно, но Кудо смог. Хотя об этом в рецензии на «Большую бойню».
Любопытно, как Кудо обыграл в жанре «дзидай-гэки» линию противостояния достойных соперников. Мне это напомнило криминальные ленты, например, Мельвиля, в которых помятый жизнью полицейский противостоит осознающему свою обречённость преступнику. «Полицейским» становится глава 13-ти в исполнении ветерана жанра Кьезо Катаока, а «преступником» - глава охраны князька (Рёхей Учида). Поразительный актёр Учида ветерана, пожалуй, переигрывает. Его ненавидящий своего командира и понимающий бессмысленность своих действий, но продолжающий выполнять работу самурай безусловно пополнил список лучших ролей великолепного Рёхей-сана.
Нельзя сказать, что Кудо в фильме предпринимает атаку на развенчание традиций самурайского жанра. Напротив, риторики про «бусидо» звучит достаточно. Но и романтизации в «13 убийцах», к счастью, нет. Реалистический подход оставляет решение за зрителем. Да, разговоры и долге и судьбе самурая впечатляют. Но к чему они приводят – бойне лишившихся человеческого облика убийц, где под меч попадают и свои, и чужие, благодарностью становится сухое официальное сообщение, что «по пути в Эдо князь заболел и скоропостижно скончался». Да и чего ещё ждать от властей, для которых «бусидо» лишь способ манипулировать подчинёнными.
Отличный пример творчества Кудо, фильм «13 убийц» заодно готовит зрителя к шедевру режиссёра, великому «дзидай-гэки» «Большая бойня».