Были у меня сомнения по поводу определения фильма 1966 года ‘Jinruigaki nyumon : Erogotshi yori”/”The pornographers” в жанровое кино, но вообще-то речь идёт о чёрной комедии, так что почему бы и нет. Были и сомнения по поводу написания имени знаменитого Имамуры : посмотрев (и послушав) немало японских фильмов, я пришёл к выводу, что сами соотечественники Мейко Кадзи весьма вольно обращаются с пресловутыми сочетаниями sh/ch, поэтому я обычно пользуюсь правилами лучше известного мне английского языка. Кроме случаев, когда разговор заходит о знаменитостях с уже устоявшимися в русской версии произношениями имён. Отсюда Сёхей Имамура.
Теперь пора и за фильм взяться. Хотя нет, не пора. Ещё одно отступление напрашивается. Не знаю, почему, но в большинстве случаев кино мейнстримное и фестивальное рисуют мир кино порнографического в красках довольно неприглядных. Либо сосредоточием порока и разврата, либо скопищем несчастных неудачников. Нет, я не спорю, очень может быть, что так оно и есть на самом деле. Но всё же кажется, что в этом самом ХХХ мире дела не намного хуже, чем в среде преступников, террористов\борцов за идею, чем в армии, наконец, чем в самом мейстримном\фестивальном кино. Однако идеализация и романтизация криминала, терроризма или кинопроизводства вообще была и есть, а вот с идеализацией и романтизацией порно как-то не заладилось. Зависть что ли сказывается? Не знаю. Может, такие фильмы мне просто не попадались. С ходу припоминаю разве «Народ против Лэрри Флинта» Формана. Но хотя работа была достойная, идея перевести порнографию в политическую плоскость и подать её как образец свободы слова мне показалась чересчур декларативной. В общем, осмысленную и интересную работу на данную тему я ещё не видел.
В Японии система adult cinema настолько сложна, что разобраться в ней очень сложно. С примерами его я незнаком, хотя граница между ним и мейнстримом не такая ощутимая, как на Западе (сошлюсь на пример Рокуро Мочизуки). Да что там adult – смелости японцев в области эротики можно только восхититься (при всех кажущихся абсурдом вне Японии ограничениях). Вот в 60-е, пока западный кинематограф с подачи англичан только начинал обнажаться, любители кино японского могли посмотреть «Онибабу» Синдо и не заснуть на данном заунывном зрелище (Кането-сан великий сценарист, но его режиссёрские опыты меня не вдохновляют) именно благодаря щедро продемонстрированным достоинствам актрис. «Порнографы» сняты в том же 1966 году по роману Акиюки Нозаки (не читал). Собственно, у Имамуры вся эротика осталась за кадром. В кадре суровые будни господина Огаты, производителя малобюджетного порно, иногда и сутенёра. У Огаты полно забот : находить технику, подбирать исполнителей, уворачиваться от полиции, якудзы и общественного мнения, а заодно содержать полубезумную вдову с её взрослыми, к тому же весьма эгоистичными и алчными детьми. Огата живёт по собственной философии и ничего зазорного в своей работе не видит.
Имамура избирает точную интонацию. Сначала оп попросту отказывается давать действиям героя однозначную оценку. Но по мере развития сюжета выясняется, что в сходящей с ума действительности, населённой отказывающимися понимать друг друга людьми, помешанными на деньгах, Огата становится едва ли не современным святым. По крайней мере, он заботится об окружающих, следует своим правилам и вреда не желает никому. Другое дело, что издёвка Имамуры (порнограф как святой) идёт и дальше, оттого опасности чрезмерного пафоса удаётся избежать, а нам не раз напоминают, что Огата при всех своих положительных качествах остаётся частью сумасшедшего мира.
Плюсы «Порнографов» можно долго перечислять. И уже названная мной верная интонация повествования. Отличная операторская работа Шинсаку Химеды, усиливающая ощущения ненормальности современной жизни. Наичернейший юмор не для слабонервных (вопрос : может ли быть смешной сцена съёмки инцеста между реальными отцом и дочерью, слабоумной к тому же? Ответ : у Имамуры ещё как может), обращённый и на самого автора, а заодно и на зрителей. Ведь язвительный финал ставит знак равенства между «Порнографами» и порнографами, а также между их зрителями.
Впору объявить фильм шедевром, а вот не получается. Да, всё на месте, но эмоциональной реакции на фильм почему-то нет. «Порнографы» воспринимаются как артхаусная классика, которую смотришь «для галочки», а не как образец кино «вне ярлыков». Придраться не к чему, но и пересматривать не пожелаешь. Лучше вернуться к живым, нервным и провокационным Фукасаку и Ишии.
Напоследок. Фильм снят на студии «Никкацу». В начале 70-х студия переключилась на производство эротики и т.н. «роман порно». Совпадение?