Полное название фильма 1973 года – “Poruno jidai geki – Bohachi bushido”. Что такое “porno jidai geki”, думаю, понятно, объяснять значение слова “bushido” тоже, пожалуй, не стоит. Про “bohachi” кое-что сообщу. «Бохачи» или «отвергшие восемь добродетелей» - низшая ступень в иерархии якудза, сутенёры и проститутки. Именно такой вот клан «бохачи» в фильме нанимает ронина Широ (Тецуро Танба), циника и мизантропа, а заодно аса фехтования, за которым гонится вся полиция Эдо. Широ должен помочь расправиться с бандами сутенёров-конкурентов и поучаствовать в запугивании проституток-одиночек. Словом, «отвратительная работа, конечно, я за неё возьмусь». Дело у Широ идёт, однако проблемы только множатся : за всеми углами прячутся служители закона, пытающиеся расправиться с героем, истребляемые им сутенёры обращаются к помощи убийц из клана ниндзя, сами его наниматели оказываются изрядными мерзавцами, использующими ронина для своих интриг. Однако все эти гадости не удивляют Широ. Следуя девизу «Жизнь – ад, но смерть ещё хуже» он выпутывается из передряг, в чём помогает меч, ласково именуемый хозяином «кухонный нож дьявола».
Союз Ишии и мангаки Кадзуо Коике оправдывает себя на все сто. С данной мангой Коике я, увы, незнаком, но сравнивая с другими экранизациями, должен признать «Бусидо» наиболее точно воспроизводящим мир Кадзуо-сана на экране. При этом фильм остаётся работой Теруо-сана на всё те же сто. Забавно, что он не стремился делать эту картину, так как не жаловал дзидай гэки, и лишь уговоры Танба возымели действие. Не зря Танба усердствовал, Широ стал едва ли не лучшей ролью в его огромной фильмографии, да и в творчестве Ишии «Бусидо» числится среди cult favorites.
Фильм уже первыми минутами настраивает на нужный лад : в прологе мы наблюдаем расцвеченную психоделическими красками дуэль, по ходу которой хлещущая из ран кровь и высекаемые мечами искры образуют титры. Одной из первых реплик становится приведённый выше девиз Широ, а затем монтажный стык отправляет нас во владения «бохачи», где ронин приходит в себя в обществе голых красоток. И далее Ишии ход не сбавляет. С одной стороны виртуозные дуэли на всех видах оружия, фонтаны крови и горы отрубленных конечностей. С другой – привлекательные актрисы, задействованные в а) эпизодах с «воспитанием» и наказанием начинающих помощниц «бохачи» (Сад бы полюбил японское кино за пару таких сцен); б) схватках ниндзеток (нужно ли уточнять, что в каждой схваткt девушки в силу разных причин теряют одежду?); в) групповом лесбийском изнасиловании европейской миссионерши (тут и комментировать нечего – has to be seen to be believed). Сочетание секса и насилия возводятся в высокое искусство изощрённой режиссурой Ишии, игрой с цветом, неожиданными углами съёмки, рапидами на зависть Пекинпа и тому подобными изысками.
Но и это ещё не всё. Одной великолепной формой Ишии не довольствуется. Здесь есть и тщательно прописанный исторический фон (вообще характерный для манги Коике), и подробный рассказ о происхождении «бохачи», а заодно о кланах наёмных убийц, и, главное, фильм становится одной из самых ярких иллюстраций тезиса из «бусидо от Мельвиля» об одиночестве самурая. Циник Широ – одиночка во всех смыслах. Он отвергает закостенелый мир самураев-слуг и бандитов-«бохачи». Один против всех, как и положено. Оттого и становится «Бусидо «бохачи» одним из манифестов «нового жанрового кино», отвергающего каноны классических «Дзидай гэки», но дарующих нам новую, более эффектную и более (лично для меня) привлекательную мифологию. Теруо Ишии – кинодьявол? Певец эротики, жестокости, циничный денди? Возможно. Только вот мне в его киновселенной гораздо комфортнее, чем в мирах иных «кинобогов», озадаченных борьбой за гуманизм и улучшение рода человеческого. Так что “king of cult is not dead”. And you can quote me on that.