Экранизация романа Таидзуро Тамура стала повторным для Сузуки (после «Врат плоти») обращением к этому писателю. Роман Тамура в 50-е уже адаптировал Сенкичи Танигучи как «Побег на рассвете». Версия Сузуки 1965 года “Story of a prostitute”/”Shunpu den” при появлении изрядно шокировала критиков тем, что вместо романтической истории в духе Танигучи предложила жесткую и жестокую антимилитаристскую драму, да ещё с чрезмерным для той поры эротическим зарядом ( студия «Никкацу» уже прицеливались на линию «роман порно» 70-х).
Харуми (Юмико Ногава) добровольно отправляется присоединиться к проституткам, обслуживающим военных в отдалённом гарнизоне в охваченной войной Маньчжурии. Харуми – девушка не только красивая, но ещё и импульсивная, уверенная, что навсегда разочарована в любви. Её сильная индивидуальность выделяет новенькую среди прочих «жриц любви» и притягивает внимание старшего офицера Нарита. Нарита – образцовый военный. Психопат, одержимый идеей сломить любое проявление непохожести и индивидуализма. Он старается психологически разделаться с Харуми, но та готова к поединку. Своим орудием она избирает забитого ординарца Нариты, Тамио. Но неожиданно влюбляется. Тамио же тупо следует военным кодексам и на любовь Харуми не очень реагирует. Но девушка уже не в силах унять свои чувства, так что почуявший неладное Нарита всё больше и больше терроризирует Харуми, а заодно Тамио. Интеллектуал Уно, разжалованный из офицеров за свои взгляды, не в силах терпеть обстановку в гарнизоне и дезертирует, оставив своей любовнице (тоже проститутке) письмо для отправки в Японии с заголовком «Прощай, страна, где невозможны идеалы». Высшее командование же для избежания скандала объявляет Уно героем, павшим смертью храбрых.
В очередной стычке с китайцами Тамио получает тяжёлое ранение. Сослуживцы, столкнувшись с выбором- спасать его или пулемёт – выбирают последний («это собственность императора»). Харуми бросается на поиски возлюбленного и находит его, спасая ему жизнь. Правда, они попадают в плен. Среди китайцев обнаруживается «павший смертью храбрых» Уно. Благодаря его заступничеству, китайцы подлечивают Тамио, а потом уходят, оставив его с Харуми. Но ослеплённый военной пропагандой Тамио не рад такому повороту. Он винит Харуми, что та не дала ему умереть, так что он попал в плен и опозорил «высокое звание солдата». Вскоре японский патруль находит Харуми с Тамио, их возвращают в гарнизон. Тамио ждёт трибунал, но офицеры решают его просто убить, чтобы опять же избежать скандала. Тем временем китайцы атакуют гарнизон. В суматохе Харуми помогает Тамио бежать, путь к свободе открыт. Но Тамио предпочитает подорвать себя гранатой, чтобы так показать свою доблесть. Отчаявшаяся спасти его от милитаристской чуши Харуми погибает вместе с Тамио. Теперь о Тамио рассказывают, как о примере позорного поведения, недостойного солдата, официально объявляют «умершим от пневмонии», а о Харуми помнят лишь её «сослуживицы». Для военных она – «обычная проститутка».
Сюжет «сильная женщина против военного безумия» стал для Сузуки поводом для атаки на милитаризм вполне в духе камикадзе (для японского антивоенного кино столь радикальный подход вообще характерен, вспомнить «Под флагом страны Восходящего солнца» Фукасаку.). Всё военное у Сузуки является воплощением враждебности здравому смыслу и человечности. В конечном итоге, по Сузуки, армия – не воплощение героизма, а наоборот, трусости и всего худшего в мире. Ослеплённая примитивными кодексами безликая толпа, которой руководят мерзавцы и которая может только убивать и умирать, тогда как,по словам одной из героинь «Стремиться умереть – это трусливо. Выживание – вот где смелость».
Сузуки, сам ветеран войны, знает, о чём говорит. В интервью он часто говорит об абсурдности, с которой у него война ассоциируется, а в «Истории проститутки» подобных эпизодов хватает. Даже делая серьёзный фильм, Сузуки себе не изменяет, его фирменных визуальных находок в картине достаточно, благо рядом были верные «сообщники», оператор Кадзуэ Нагацука и художник Такео Кимура. Изобразительно фильм один из самых изобретательных у великого режиссёра, особенно в сценах, словно воспроизводящих мировосприятие Харуми (в одной из них она мечтает «разорвать Нариту», и в следующем кадре плёнка с изображением офицера рвётся на части). При этом визуальная изощрённость не отвлекает, а лишь усиливает эффект фильма.
И, конечно, только превосходных степеней заслуживает игра Юмико Ногава. Красивейшая актриса, работавшая в разных жанрах, у Сузуки выдаёт исполнение «по ту сторону». Тот выброс эмоции и актёрской энергии, каковой демонстрирует здесь актриса, напоминает об избитом выражении «на разрыв аорты». Выразить восхищение от её работы не получится, поэтому рекомендую фильм непременно посмотреть.