В начале 60-х гангстерское кино в Японии прежде всего ассоциировалось с “borderless action” студии «Никкацу». Но на студии «Шочику» отставать не хотели, потому и там пытались свой «криминальный конвейер» наладить. Хотя и неожиданным образом. Так, для постановки “Kawaita hana”/”Pale flower” 1964 года был привлечён интеллектуал-одиночка скорее артхаусного направления Масахиро Шинода. У фильмы были проблемы. Сценарист Атару Баба громогласно выражал неудовольствие результатом, а студия вообще сочла «Цветок» слишком мрачным, пессимистичным и «аморальным», потому всячески тормозила его выпуск. Однако картина оказалась неожиданным хитом, а ныне и вовсе числится классикой.
В центре сюжета якудза по имени Мураки (Рио Икебе). Он только отбыл срок за убийство и пытается приспособиться к новой жизни, оставаясь членом своего клана. Мураки – нелюдимый мизантроп, презирающий людей, но и себя не ставящий выше других. При этом человек внутренней силы и даже личного кодекса, что внушает к нему уважение. Бессмысленность своего существования Мураки пытается забыть, ставя себя в опасные ситуации : за игорным столом или в центре противостояния кланов. В своих скитаниях по притонам он встречает загадочную Саэко. Девушка появляется ниоткуда и исчезает в никуда, так и оставаясь для Мураки тайной. Их знакомство перерастает в странные отношения по-настоящему родственных душ, не любовные и не дружеские, а не поддающиеся определению (особенно если сравнить их с тем, как Мураки ведёт себя с прежней любовницей Хисако или якобы друзьями-якудза). Финал отношений, впрочем, предопределён : Мураки предстоит в одиночку расправиться с главарём банды конкурентов и отправиться на долгий срок в тюрьму, где он и узнает о смерти Саэко от руки её любовника, безумного наркомана-якудза Йо. Не узнает он только кем же была снедаемая пустотой своей жизни его подруга. «Теперь, когда Саэко мертва, мне и не нужно этого знать. Но мне её будет не хватать».
Фильм Шинода не очень похож на “borderless action”, как и на появившиеся позже «нинкйо» или «дзицуроку». Зато режиссёр создал образцовый «нуар», продемонстрировав чувство жанра, которому его американские или европейские коллеги могут позавидовать (это естественно : Шинода не раз признавался в любви к «нуару», потому в «Цветке» можно усмотреть цитаты из американской классики, хотя бы из «Печати зла» Уэллса). Залитый неоном и снятый в чёрно-белом изображении мир той части города, где обретаются преступники, мрачный, но и притягательный; неспешное, но завораживающее развитие сюжета; гангстеры, полицейские и загадочные женщины; герои-аутсайдеры; общее ощущение обречённости персонажей – Шинода воссоздаёт все отличительные особенности «нуара» с мастерством и немалым, но для него это не самоцель. «Нуар» и его стилистика становятся поводом для весьма пессимистичного размышления о бессмысленности человеческого существования и невозможности преодолеть тоску от осознания такового. Боссы «Шочику» здесь были по-своему правы. При этом Шинода избегает и абсолютной беспросветности, добавляя в фильм немало «висельного юмора» (особенно в обязательном для «нуара» ироничном закадровом комментарии героя) и абсурдистских эпизодов. Режиссерская мощь Шинода заметна во всём фильме, при это я бы особенно выделил кульминационный эпизод, в котором Мураки расправляется с враждебным боссом со стилизованной под церковное пение музыкой за кадром.
Композитора Тору Такемицу Шинода вообще ценил и пригласил на «Цветок», опять же вступив в конфликт со студией, где Такемицу считали «трудным» композитором. В результате – выдающийся саундтрек. Конечно, отмечу и оператора Масао Косуги, выстроившего изощрённый чёрно-белый визуальный ряд, но главным «сообщником» Шинода, разумеется, назову Рио Икебе.
Икебе, замечательный актёр, много снимавшийся, но не ставший суперзвездой (более известен по роли приятеля Кена Такакуры из «нинкйо» серии «Остатки благородства») в «Увядшем цветке» сыграл едва ли не лучшую роль. Просто шедевр актёрского минимализма и образ в якудза эйга, ничуть не уступающий созданным Бунта Сугавара или Тецуя Ватари.
Посему всячески рекомендую «Увядший цветок» и не только интересующимся гангстерским кино.