Фильм 1972 года “Zatoichi goyo tabi”/”Zatoichi at large” cтал 23-й частью.
Как обычно, Затоичи оказывается не в том месте и не в то время. Точнее, в поле, рядом с рожающей и только что ограбленной женщиной. Не выдержав случившегося, несчастная умирает, а наш герой остаётся с а) новорождённым на руках и б) со свидетелем случившегося, сыном жертвы постарше. Тот застал только конец сцены и считает Затоичи убийцей и грабителем. Слепой массажист-якудза приносит младенца в деревню к родственникам матери, но вот там приходится задержаться. Разумеется, нужно будет разделаться с местными бандитами, а заодно доказать свою непричастность к смерти случайной встречной.
Для Мори «Затоичи освобожденный» стал последним фильмом в большом кино. Возможно, поэтому, возможно, из-за желания продюсера (уже не только актёра) Кацу придать серии больший драматизм, но картина стала одной из наиболее мрачных и жестоких в историях о Затоичи. Герой уже не тот бодрый авантюрист из «Приговорённого» как раз Мори, а трагический персонаж. Обречённый не только на вечные странствия и на вечную борьбу, но и на непонимание со стороны тех, кому он вроде бы помогает. Ведь постоянное истребление, пусть и негодяев, в глазах людей делает Затоичи неотличимым от его врагов. Поэтому в «Освобождённом» бОльшая часть фильма сделана с упором не на действие (чего можно было ожидать ор режиссёра), а на сюжетные ходы, в которых все благие намерения и даже поступки Затоичи обращаются против него же. Подход интересный, хотя и наносящий некоторый ущерб зрелищности. Зато финалом мастер «дзидай гэки» Мори простился со зрителем, как и положено мастеру. Пусть сам фильм я бы и не причислил к любимым в сериале (при всех достоинствах), зато долгая и изобретательная битва Затоичи в кульминации стала украшением всей саги. Достаточно сказать, что в ключевом моменте главный злодей погибает от рук объятого пламенем (!) слепого мстителя.
Фильмы о Затоичи обычно заканчиваются крупным планом победившего негодяев героя или его удаляющимся от нас силуэтом. У Мори другой вариант. «Освобождённый» завершается стоп-кадром Затоичи, застывшего над очередным поверженным врагом. Полное крови и жестокости путешествие массажиста-якудза не закончится никогда. И уже в 00-е это подтвердил Китано. А я на этом фильме останавливаю свой обзор. (Пока?)