Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
"Вакамацу продакшнс" - как избавиться от иллюзий о новой волне
25 января 2010, 12-05
Если заключить период развития японской новой волны в условные хронологические рамки, то получатся очень насыщенные событиями 16 лет между 1956 и 1972 годом. Естественно, эти события принадлежат не только культурной, но и общественно-политической жизни. Разрушение всегда интереснее созидания, поэтому в этом обзоре я подробно рассмотрю постепенное уничтожение новой волны изнутри, в котором поучаствовали весьма неординарные люди.
В Японии, пережившей национальное унижение, атомную бомбардировку и оккупацию, просто обязано было появиться новое движение в кинематографе. Почтенные мэтры 30-50-х оказались несостоятельными в глазах нового поколения. Режиссёры, стремительно менявшие взгляды и позиции от космополитизма 30-х к национализму 40-х и избегавшему острых углов бытописательству 50-х, в равной степени ассоциировались как с режимом, ввергнувшим страну в войну так и с угодничеством перед новыми властями. Отношение к западному влиянию тоже было неоднозначным – отрицать лучшее из появившейся в Японии американской и европейской культуры не хотелось, но всецело поддаваться идеалам оккупационных войск хотелось ещё меньше. И вот во второй половине 50-х наметилось движение к новому типу кинематографа, который бы отвергал традиционность и консерватизм, предлагал индивидуальное восприятие западных влияний и ставил в центр фильмов более рискованные и провокационные темы, тесно связанные с реалиями японской жизни.