Речь уже о 18-й части, “Zatoichi hatashijo”/”Zatoichi and the fugitives” 1968 года.
В очередной деревне, куда судьба заносит нашего героя, Затоичи предпринимает очередную попытку посвятить себя мирной жизни. Для этого он устраивается на работу к местному врачу, но от роли мстителя не уйти : забредшие в деревню головорезы тесно сближаются с обязательно коррумпированной властью и принимаются безобразить, а слава о Затоичи-якудза не особенно способствует его карьере массажиста. Так что снова нужно извлекать меч из ножен и расправляться с бандитами (хотя, как оказывается, их главарь – сын того местного врача).
Предыдущий фильм Ясуды о Затоичи, «Меч-посох», на меня особого впечатления не произвёл. Однако эту картину я не мог пропустить по весьма веской причине, имя которой Юмико Ногава. Да, сердце моё отдано Мейко Кадзи, но не случись такого, на означенный жизненно важный орган претендовала бы как раз Ногава (даже не Ике). Хотя её и роль в «Беглецах» я в конец рецензии лучше сдвину.
Ясуда в основном следует своему традиционному стилю, неспешному развитию сюжета с мощной битвой в финале. Но кое-какие улучшения, если сравнивать с тем же «Мечом-посохом» налицо. Более изысканный визуальный ряд, что, впрочем, очевидно – оператором в очередной раз выступил великолепный Миягава. Неожиданно подробная индивидуализация банды (редкость для сериала), из которой особенно запоминаются новатор-любитель огнестрельного оружия и ас ножеметания. И смена настроения к финалу, неожиданная, но умело обыгранная режиссёром – трактуя Затоичи в своей прежней манере (ищущий отдыха утомлённый мститель) три четверти фильма, Ясуда вдруг напоминает нам о Затоичи Икехиро. Поэтому в одной из самых эффектных для сериала (и, пожалуй, самой кровавой из виденных мной в нём) финальной схватке слепой якудза снова обретает черты мифического героя-истребителя. Не обращающий внимания на пулевое ранение Затоичи приходит в логово негодяев и, поприветствовав их ударной репликой «В ад без вас меня всё равно не пустят», заливает экран кровью (в том числе и собственной). Снято и сыграно великолепно.
Ну и о главном. Ногава, не поддающаяся анализу сила природы из «Истории проститутки» здесь играет вроде заурядную роль «плохой девчонки» Аки, которая сначала помогает бандитам, но позже исправляется и переходит на сторону Затоичи. Но сила актрисы в том, что своей нервной манерой и «изломанной» пластикой (посмотрите сцену её встречи с Кацу в амбаре, чтобы понять о чём я) она делает Аки яркой и запоминающейся героиней, чья эксцентричность оправдывает такой казалось бы неправдоподобный поворот сценария. От Ногавы вообще глаз не оторвать, так что приходится даже констатировать, что она единственная из игравших в серии, кто смог вытеснить из кадра замечательного актёра Кацу и даже затмить его своей индивидуальностью.
Так что «Затоичи и беглецы» закрывает мою четвёрку любимых лент об этом славном герое. А мой мини-обзор завершу в следующей рецензии на фильм «Затоичи освобождённый» Кадзуо Мори.