Фильм Киндзи Фукасаку с Мейко Кадзи и Бунта Сугавара, с музыкой Тошиаки Цушима – идеальное сочетание. Итак, “New battles without honor and humanity : the head of the boss”/”Shin jingi naki tatakai : kumicho no kubi” (1975).
Как обычно в «дзицуроку» от гения Киндзи сюжет очень сложный. Если вкратце…Курода, якудза-одиночка, соглашается помочь своему приятелю Тецу, зятю босса Овады, устранить главаря конкурирующей семьи. Более того, Курода берёт на себя всю вину и отправляется в тюрьму. После окончания срока он требует от Тецу обещанные пять миллионов, но Тецу за прошедшие годы стал полубезумным наркоманом, с которым в семье Овада никто не считается. Про Куроду же люди Овады просто забыли. Жёсткий и циничный индивидуалист Курода уже не питает иллюзий о чести и достоинстве в среде якудза, поэтому отправляется выбивать из них деньги самостоятельно. Внедрившись в семью Овада, он сталкивается с молодым карьеристом Аинори, воплощением всего плохого в якудза. Аинори мечтает занять место старого Овады. Курода же, получив-таки свои деньги, решает нанести семье максимальный вред изнутри и провоцирует внутренний конфликт, поддерживая другого кандидата в преемники Овады, слабовольного труса Изеки. Так начинается дуэль двух манипуляторов, Куроды и Аинори.
Вот она, вселенная Фукасаку. Экстремальные углы съёмки, бешеный темп, трезвый и циничный взгляд на современную преступность, всё вроде знакомо по другим шедеврам Мастера, но не перестаёт впечатлять. Энергия режиссёра, словно взрывающая экран, характерная для его лучших якудза эйга, любовь к кино и умение его делать не позволяют даже на секунду заподозрить Фукасаку во вторичности по отношению к себе. Настрой постановщика и его отношение к своей работе едва ли не каждый его фильм 70-х заставляют воспринимать шедевром и новаторской работой. «Голова босса» не исключение, напротив, яркое подтверждение правила. Я бы опять мог изрядный список изобретательнейших сцен привести, но на сей раз не буду этого делать, всё же фильмы Фукасаку хороши не набором эффектных эпизодов, а целостным впечатлением (хотя в конце года мой список любимых сцен на форуме точно пополнится в том числе и за счёт этого фильма). Только лишний раз отмечу тандем Фукасаку-Цушима. По мастерскому сочетанию музыки и изображения они ничем не уступали тандему Леоне-Морриконе.
«Новые бои» («Голова босса» - вторая их часть) несколько отличаются от оригинальных «Боёв». На сей раз серии не связаны между собой, хотя не это главное. Они менее мрачны по настроению, словно делались Фукасаку дабы слегка уравновесить снятые в то же время шедевры пессимизма «Полицейские против бандитов» и «Кладбище чести». Нет, веселья особого здесь не появилось, взгляд режиссёра на мир не стал особо радостным, но пессимизм «Новых боёв» впору назвать «бодрым пессимизмом». Отвратителен мир якудза, победить его нельзя, но совсем не так уж плохо, когда циничный одиночка может, по крайней мере, свой кодекс чести сохранить, да изрядна попугать всех этих корпоративных бандитов, устроив им войну внутри семьи, чтобы в конце концов ухмыльнуться над трупом Аимори и скрыть остальные эмоции за чёрными очками.
В многонаселённом мире «Головы босса» солирует, конечно, Сугавара в роли Куроды. Словно помудревший Окита из «Уличного гангстера» или более циничный Хироно из «Боёв без чести и жалости», Курода становится очередной отличной ролью лучшего актёра якудза эйга, а заодно олицетворением того, что называется “coolness”, особенно в последних сценах фильма.
Ну и о моей любимой актрисе. Кадзи играет роль не самую большую, но как играет. Мисако, дочь Овады и жена непутёвого Тецу, разрывается между любовью к отцу и привязанностью к мужу, что показано актрисой с поразительной эмоциональной силой. Фукасаку точно увидел в экшн-актрисе незаурядный драматический талант и во всех их совместных работах давал Кадзи возможность его продемонстрировать. И за это великому Киндзи отдельная благодарность .