Теруо Ишии, конечно, человек категории «начинайте революцию без меня», его перевороты в кино и т.д. не слишком заботили. Ему хотелось делать фильмы зрелищные и динамичные, с подчёркнутым влиянием Запада; или сочетать сюрреалистическую образность с коммерчески выгодными сюжетами.. Вот и получилось, что, следуя своим принципам, Ишии во многом подорвал традиции «нинкйо» с замедленным ритмом и акцентированной каноничностью . Особо успешными лентами Ишии 60-х стали фильмы из серий «Банда»/”Gang”/”Gyangu” и «Тюрьма Абашири»/”Abashiri prison”/”Abashiri bangaichi”. Добавьте к этому изрядную вольность, с которой Ишии обращался с имиджами звёзд (которые в «нинкйо» были незыблемы), и станет понятно, как денди Теруо поспособствовал жанровой революции 70-х (поподробнее об имиджах : Кен Такакура с лёгкостью переходил от комичного бандита из «11 гангстеров»/”11 gangsters”/”Juichinin no gyangu” 1963 года к героическому Тачибане из «Тюрьмы Абашири», экранное воплощение добродетелей Кодзи Цурута сыграл наркомана в «Банде Токио против банды Гонконга»/”Tokyo gang vs. Hong Kong gang”/”Tokyo gyangu tai Hong Kong gyangu” 1964 года, а исполнительница ролей сильных и героических женщин Дзюнко Фудзи появилась в роли легкомысленной и сексуальной красотки в фильме «Босс»/”The boss”/”Kaoyaku” 1965 года, сам Ишии последнее считал своим наиболее рискованным экспериментом с имиджами).
К началу 70-х Ишии мало снимал якудза эйга, сосредоточившись на более причудливых и шокирующих ЭроГро, но в набиравшем ход pinky violence он оказался на месте. Pinky violence – гремучая смесь популярных в те годы эротических лент и якудза эйга. Секс и насилие , короче. И, благодаря таланту работавших в жанре авторов (ещё одно отступление напрашивается : Теруо Ишии можно назвать самым ярким примером «автора» в жанровом кино, так как помимо режиссуры он очень часто выступал сценаристом своих фильмов, а также оператором и монтажёром), выяснилось, что секс плюс насилие могут дать в сумме однозначно замечательные произведения искусства. Ослепительные актрисы, эффектные боевые сцены, изощрённый визуальный ряд – вот отличительные черты историй и красавицах и чудовищах, то есть мстительницах и плохих якудза. Шедевром pinky violence я полагаю фильм Ишии «История женщины-якудза»/”Female yakuza tale”/”Yasagure anego den : sokkatsu rinchi” 1973 с Рейко Ике (Reiko Ike). Отметился отличными фильмами и упоминавшийся ранее Норифуми Сузуки, который вне «нинкйо» оказался анархистом и провокатором в режиссуре ( хотя бы фильм с той же Ике «Секс и ярость»/”Sex and fury”/”Furyo anego den : Inoshiko Ocho” 1973 ), а мне ещё очень нравится серия Кадзухико Ямагути (Kazuhiko Yamaguchi) «Глава женской банды»/”Delinquent girl boss”/”Zubeko bancho” 1970-71 годов с Рейко Ошида (Reiko Oshida). Сюда же часто относят серию «Заключённая «Скорпион»/”Female convict Scorpion”/”Joshuu Sasori” 1972-73 годов с феноменальной Мейко Кадзи, но шедевры Шунья Ито (Shunya Ito) я бы не рискнул под какой-то жанр подгонять.
Итак, Ишии сделал многое для преобразования якудза эйга, показав возможность смешения жанров, пользу иностранного влияния и ускорения ритма. Но революционером стал, естественно, Киндзи Фукасаку (Kinji Fukasaku). Величайший (по-моему) японский режиссёр много сделал для развития японского кино вообще. А его постоянное бунтарство оказалось весьма выгодным. Фукасаку – редкий случай, когда творец почти не изменял себе (совсем не изменять – всё же невозможно в студийной системе) и выигрывал.
Якудза эйга от Фукасаку 60-х уже дают представление, что у постановщика свой взгляд на жанр. Всячески избегая клише «нинкйо» Фукасаку старался помещать действие в современность, привносить реализм и использовать полудокументальный стиль, сочетая его с экстремальными углами съёмки и движениями камерами, а также режиссируя умопомрачительные сцены схваток словно изнутри. (Не удержусь от подмигивания в сторону самого перехваленного режиссёра наших дней : Фон Трир, учитесь у сэнсэя Киндзи владению ручной камерой). Для примера сошлюсь хотя бы на «Босса оргпреступности Японии»/”Japan organized crime boss”/”Nihon boryokudan – kumicho” 1969 года с Кодзи Цурута. А в 1973 году Фукасаку взорвал кинобомбу, имя которой «Бои без чести и жалости»/”Battles without honor and humanity”/”Jingi naki tatakai”. Возможно, ключевой фильм для якудза эйга вообще. «Нинкйо» был уничтожен. Попытки более реалистического подхода уже предпринимались, но именно Фукасаку так чётко и эффектно обозначил воцарение нового жанра : «дзицуроку»/”jitsuroku” (реальная история). «Бои» действительно были основаны на статьях и воспоминаниях настоящего якудза, но не только в максимальной достоверности было дел. Фукасаку показал мир якудза миром без малейшего благородства и лишённым даже малой романтики. К тому же, как и положено великому фильму, «Бои» - картина многослойная, можно воспринимать её по-разному. Разоблачении якудза и их связей с бизнесом и политикой – да, притча об обречённости благих намерений в современном мире – да, размышление о подавлении индивидуальности и попытках выжить в таких условиях – конечно, жёсткий и динамичный экшн – разумеется. Более того, Фукасаку сделал ещё 4 (1973-1974) серии продолжений, все высочайшего уровня, представив зрителям свой пессимистический взгляд на современную Японию и использовав якудза как метафору послевоенного возрождения страны. Успех был огромен, поэтому в 1974-76 режиссёр дополнил сагу ещё тремя шедеврами «Новых боёв без чести и жалости»/”New battles without honor and humanity”/”Shin jingi naki tatakai”, частично связанную с оригинальными лентами. Чтобы закончить с «Боями» напоследок в очередной раз упомяну выдающуюся заглавную тему Тошиаки Цушима (Toshiaki Tsushima). Это посильнее лучшего от Морриконе или Рота.
Планку, поднятую «Боями» Фукасаку не собирался опускать. В середине 70-х он выпустил ряд однозначных шедевров не только с точки зрения «дзицуроку» или якудза эйга, но и искусства кино вообще. Все они характеризуются мрачным и пессимистическим настроением, стремительным темпом и отличными актёрскими работами. Мои любимые : «Полицейские против бандитов»/”Cops vs. thugs”/”Kenkei tai soshiki boryoku” 1975 года, «Кладбище чести»/”Graveyard of honor”/”Jingi no hakaba” 1975 года и «Кладбище якудза»/”Yakuza graveyard”/”Yakuza no hakaba – kuchinashi no hana” 1976 года.
Мало кто мог конкурировать с Фукасаку, слишком уж масштабную фигуру он из себя представлял. Это как с Леоне : можно копировать внешние приметы стиля, но не более того. А стиль Фукасаку с этим бешеным ритмом и безумной камерой и скопировать-то крайне сложно. Но некоторые постановщики всё же составить конкуренцию императору Киндзи пытались. Например, Дзюнья Сато (Junya Sato), автор высоко оценённого фильма «Подлинная история тайной полиции Гиндзы»/”True story of Ginza secret enforcers”/Jitsuroku shisetsu Ginza keisatsu” 1973 , который давно работал в якудза эйга. На мой же взгляд, ближе всех к Фукасаку подобрался Садао Накадзима (Sadao Nakajima). Успевший попробовать себя в «нинкйо», Накадзима большего успеха добился всё же в «дзицуроку». Трилогия «Крёстный отец Японии»/”Godfather of Japan”/”Nihon no don” 1977-78 особенно хороша.
У «дзицуроку», жанре более интересном для меня, чем «нинкйо», есть только один минус. Мало больших женских ролей. Конечно, красивые актрисы в кадре присутствуют, но хотелось бы видеть их чаще. В «Боях» на второплановых ролях мелькают Рейко Ике и Юмико Ногава, в «Кладбище чести» можно полюбоваться Юми Такигава (Yumi Takigawa), но в целом сильные женские роли ушли в pinky violence. Хотя была в «дзицуроку» актриса, которая легко делала себя центром любого фильма. Конечно, я Мейко Кадзи имею в виду. Она потрясающа во второй серии «Боёв» и особенно в «Кладбище якудза».
Основным актёром «дзицуроку» стал Бунта Сугавара (Bunta Sugawara). Он блистает во всех сериях «Боёв» и «Новых боёв», в «Полицейских и бандитах», в «Крёстном отце Японии» (это лишь малая часть его фильмов). Стал заслуженно, актёр действительно замечательный. Его аутсайдеры мира якудза сыграны великолепно. Но хотя Сугавара очень хорош и вообще мой любимый японский актёр, самая мощная работа в «дзицуроку» принадлежит не ему. Звезда «Никкацу» Тецуя Ватари, ушедший с прежней студии, перенёс в начале 70-х тяжелейшую болезнь, едва оправившись от которой, выдал игру «по ту сторону», сыграв вечного одиночку, живущего духом саморазрушения в «Кладбище чести». Очень хорош он и в «Кладбище якудза», но «Кладбище чести» - это нечто. В конце 70-х Ватари сосредоточился на телевидении (хотя сейчас изредка появляется на большом экране во второстепенных ролях) и стал там очень популярен. Поговаривают, что он ушёл из кино, отдав слишком много сил «Кладбищу чести».
Часто появлялись в «дзицуроку» Хироки Мацуката (Hiroki Matsukata) и Тацуо Умемийя (Tatsuo Umemiya) , обоих можно увидеть в «Боях», ну а я бы на Нобору Андо (Noboru Ando) обратил внимание.
Андо – потомок самурайского рода. Но попробовав себя в армии в годы войны и в университете после, предпочёл стать якудза. Его группировка была значительна и славилась тем, что в «ближний круг» Андо набирал людей с университетским образованием. Тогда он получил свой знаменитый шрам, а когда его в основном мирная деятельность всё же неизбежно привела к кровавой развязке (конкуренты убили одного из друзей, а выбивание долгов из бизнесмена закончилось ранением того), то Андо отправился в тюрьму. После отсидки он завязал с преступностью и посвятил себя кино и литературе. В основном писал о себе, стараясь свой образ идеализировать. Может, и правильно. Интервью создают образ очень умного человека, а коллеги по киноцеху отмечают человеческие качества Андо (Сугавара считает, что он не спился и не наделал глупостей в ранние и неудачные годы карьеры благодаря Андо). Разве скептик Фукасаку , вообще недолюбливавший якудза во всех видах, не разделял восторгов («Якудза хотят приукрасить себя. Андо не был исключением»). Актёром Андо был не очень сильным, но роли выбирать умел и сыграл во многих отличных лентах («Кладбище чести» , фильмы того же Фукасаку «Уличный гангстер»/”Street mobster”/”Gendai yakuza – hitokiri yota” 1972 года или «Сочувствие к неудачнику»/”Sympathy for the underdog”/”Bakuto – gaijin butai” 1971 года, «Разборка в Нагасаки”/”Showdown in Nagasaki”/”Showa yakuza keizu – Nagasaki no kao” Такаши Номура 1969 года или «Приговор – 18 лет»/”18 year jail term”/”Choeki junhachi nen” Тая Като 1967 года). Играл и самого себя в экранизациях своих книг (серия Дзюнья Сато «Подлинная история банды Андо»/”True story of Ando gang”/”Jitsuroku Andogumi” 1972—1973 года.
Увы, но к концу 70-х «дзицуроку» и якудза эйга вообще стали терять зрительский интерес к себе (о «нинкйо» уже и не вспоминали). Фукасаку хотел пробовать себя в других жанрах, так что для якудза эйга наставали суровые времена. Долго они продлились, надо заметить. По мне, так уровня 60-70-х жанр не достиг. Но режиссёры Такеши Китано, Такаши Миике, Рокуро Мочизуки и ещё несколько им подобных стали постановщиками «новой волны» 90-х, и на их опытах в якудза эйга я остановлюсь в следующий раз. Пока отмечу очередной интересный момент. Последние однозначные шедевры «дзицуроку» 70-х назывались «Кладбище якудза» и «Крёстный отец Японии : Финал.»