
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
Страна: Франция
Фильмография
|
Статьи
29 мая 2009
Жак Лурселль
СТРАСТИ ЖАННЫ Д'АРК (La Passion de Jeanne d'Arc) Карл Дрейер, 1928
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Как и в случае с Фрицем Лангом некоторое время спустя, короткое пребывание Дрейера во Франции выпало на период исканий и экспериментов, за которыми, как и у Ланга, без сомнения, кроется глубокая неуверенность в будущем направлении своей карьеры. В этот период появляются на свет две отрывочные и во многих отношениях парадоксальные картины - "Страсти Жанны д'Арк" и "Вампир", 1932, - которые ждала невероятная слава: откровенно говоря, преувеличенная по сравнению с их подлинными достоинствами.
Читать далее
25 мая 2009
Жак Лурселль
ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ (One Flew Over the Cuckoo's Nest) Милош Форман, 1975
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
В сценической переработке Дэйла Вассермена, на которую опирается фильм (хотя это не указано в титрах) содержание романа Кена Кизи приобрело бóльшую ясность и форму универсальной аллегории. Формана в фильме интересует прежде всего титаническая, грандиозная, но при этом комичная борьба между человеком, в разумной степени здоровым и в разумной степени безумным, и чудовищной системой в лице холодной и ужасающей сестры Гнусен, всегда уверенной в своей абсолютной правоте.
Читать далее
20 мая 2009
Жак Лурселль
Нэшвиль (Nashville) Роберт Олтмен, 1975
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
"Нэшвиль" - самая удачная попытка Роберта Олтмена подвергнуть критике, разрушить и, таким образом, заново возродить классический голливудский кинематограф. Впрочем, слово "удачный" едва ли подходит к проектам Олтмена; к ним скорее можно применить знаменитую фразу Пикассо, только вывернув ее наизнанку - так, чтобы получилось нечто вроде "Я не нахожу, я ищу". Ведь смысл творчества Олтмена - именно в поисках, а не в их удачном завершении.
Читать далее
18 мая 2009
Жак Лурселль
НАПОЛЕОН (Napoléon) Абель Ганс, 1927
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Самая знаменитая картина Ганса, в которой режиссер-мечтатель сумел ближе всего подойти к реализации своих замыслов и амбиций. Тем не менее, даже в оригинальной версии и в самой длинной из версий, реконструированных на сегодняшний день, этот фильм остается лишь фрагментом гигантской фрески, которую Ганс хотел посвятить Императору. "Наполеон глазами Абеля Ганса" - название первой и единственной отснятой части — на деле служило общим названием для фильма в шести сериях: "Арколе"; "18-е брюмера"; "Аустерлиц"; "Отступление из России"; "Ватерлоо"; "Остров Святой Елены".
Читать далее
18 мая 2009
Жак Лурселль
СМЕРТЬ В ЭТОМ САДУ (La Mort en ce jardin) Луис Бунюэль, 1956
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Это почти заурядное приключенческое повествование - один из самых характерных фильмов Бунюэля. Прежде всего оно демонстрирует высочайшее доверие, которое всегда испытывал Бунюэль к романной форме: в ней он выражал свои излюбленные темы и раскрывал излюбленные характеры. Бунюэль часто экранизировал классические романы ("Робинзон Крузо" - в очень удачном фильме "Robinson Crusoe", 1954, "Грозовой перевал" - в другом, совершенно провальном: "Пучина страсти", 1954). Но более прозаический материал тоже ему подходит; это относится, например, к роману Жозе-Андре Лакура.
Читать далее
15 мая 2009
Жак Лурселль
МАРТЫШКИН ТРУД (Monkey Business) Ховард Хоукс, 1952
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
"Воспитание крошки", 1938, "Я был военной невестой", 1949 и "Мартышкин труд" - три шедевра Хоукса с Кэри Грантом в главной роли - занимают видное место среди самых безумных комедий американского кино. Тем не менее, Хоукс использует в них сдержанный, спокойный стиль и взвешенную конструкцию - эти качества у него только усиливаются и оттачиваются с годами. Именно спокойствие - главный посыл этого фильма: всегда надо сохранять хладнокровие, никогда не впадать в детство.
Читать далее
14 мая 2009
Жак Лурселль
МИЯМОТО МУСАСИ (Miyamoto Musashi) Кэндзи Мидзогути, 1944
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Сам Мидзогути весьма нелестно отзывался о фильмах, снятых им в конце войны и сразу же после ее окончания. Про этот конкретный фильм он говорил, что снял его только затем, чтобы избежать службы в армии. Критики и историки кино весьма опрометчиво разделили его оценку. "Миямото Мусаси" основан на жизни легендарного героя и святого, послужившего источником вдохновения для множества фильмов во все периоды истории японского кинематографа; в этом фильме женщина не занимает центрального места. Поэтому она представляет для автора интерес лишь второго порядка.
Читать далее
12 мая 2009
Жак Лурселль
ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ (A Matter of Life and Death) Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1946
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
В 1945 г. британское министерство информации обратилось к студии "Archers" (Майклу Пауэллу и Эмерику Прессбургеру) с просьбой о создании художественного фильма, способного положительно повлиять на англо-американские отношения, парадоксальным образом обострившиеся накануне победы, хотя прежде были времена и посложнее. Для кинематографистов, сделавших уже не одну заказную картину, подобная просьба не была в новинку.
Читать далее
7 мая 2009
Жак Лурселль
ЧЕЛОВЕК С ЗАПАДА (Man of the West) Энтони Манн, 1958
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Завещание Энтони Манна. Кроме того, один из самых красивых вестернов и самых значительных американских фильмов, свидетельствующий о славе голливудского кинематографа в последние часы его превосходства. Как и большинство американских шедевров, это стопроцентно авторский фильм, чья оригинальность, новаторская сила и жесткая манера изложения смутили в дни премьеры даже пламенных поклонников режиссера.
Читать далее
7 мая 2009
Жак Лурселль
МАДДАЛЕНА, НОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕ (Maddalena, zero in condotta) Витторио Де Сика, 1940
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
После изысканной картины Алые розы, 1940 Витторио Де Сика возвращается к режиссуре и снимает блестящую комедию в жанре, очень популярном в "кинематографе белых телефонов", и непринужденно, одними лишь развлекательными средствами, приглашает поразмыслить над этой разновидностью кинематографа. Как идеальный образец жанра фильмов о женских школах, зародившегося в Италии в годы фашизма - жанра, где ученики, как правило, стоят выше учителей по социальному положению, - Маддалена, ноль за поведение сосредоточена на описании и сатире.
Читать далее
5 мая 2009
Жак Лурселль
М, Фриц Ланг, 1931
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Долгое время М был самым знаменитым фильмом Ланга; его ценили за выбранную тему, потрясающую игру Петера Лорре и визуальный стиль режиссера. Ланг выбрал на главную роль Петера Лорре, новичка в мире кинематографа, после триумфального успеха актера в пьесе Ведекинда "Пробуждение весны", где Лорре исполнял роль 14-летнего подростка. отличие от титанов преступного мира из более ранних немых фильмов Ланга, Ганс Беккерт, убийца детей - преступник, растворившийся в толпе, "обычный" по образу жизни, поведению и социальной принадлежности.
Читать далее
4 мая 2009
Жак Лурселль
ЛОУРЕНС АРАВИЙСКИЙ (Lawrence of Arabia) Дэвид Лин, 1958
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Эта масштабная постановка стала крупным событием в истории жанра: сочетая зрелищную биографическую картину и приключенческий боевик, она стремилась также к размышлению на увлекательную и неоднозначную тему судьбы Лоуренса, вокруг которой до сих пор спорят историки. Тонкий и умелый сценарий Роберта Болта раскрывает те качества, которые, как нам известно, действительно принадлежали Лоуренсу: непреодолимое влечение к пустыне, желание самому исследовать границы собственной физической выносливости и наполовину мазохистское удовольствие, которое приносило ему это исследование.
Читать далее
1 мая 2009
Жак Лурселль
ВСЁ О ЕВЕ (All About Eve) Джозеф Манкевич, 1950
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Самый знаменитый фильм Манкевича, обласканный призами, "Оскарами" и самыми разнообразными наградами. Манкевич показывает мир, хорошо ему известный и всегда увлекавший его, - театр; и делает это при помощи двух главных героинь: знаменитой и стареющей актрисы, которая со страхом задумывается о том, во что вскорости превратится ее личная и профессиональная жизнь; и юной дебютантки, амбициозной, расчетливой лицемерки, делающей первые шаги на пути к успеху.
Читать далее
29 апреля 2009
Жак Лурселль
АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС (Alice in Wonderland) Уолт Дисней,1951
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Самая смелая и рискованная полнометражная картина Уолта Диснея. С 20-х гг. Дисней собирался снять по мотивам книги Льюиса Кэрролла серию короткометражных лент. В 30-е и 40-е гг. он думал о полнометражном фильме, в котором рисованные персонажи участвовали бы наравне с живыми актерами. На роль Алисы поочередно рассматривались Мэри Пикфорд, Джинджер Роджерз, Луана Пэттен. В итоге, после пяти лет работы, на свет появился полнометражный фильм, построенный на классических методах анимации.
Читать далее
27 апреля 2009
Жак Лурселль
ПРОШУ СЛОВА, Глеб Панфилов, 1975
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
По прошествии времени можно сказать, что "Прошу слова" - самый богатый по смыслу и самый современный русский фильм, который можно было увидеть в Париже в 70-е гг. Синтетический по форме (гениально используется техника длинных планов) и аналитический по содержанию, "Прошу слова" через калейдоскоп забот женщины, которая, несмотря на свой ум и добрые намерения, не может справиться с поставленными задачами, стремится показать калейдоскоп проблем целого общества. Глобальное решение этих проблем, кажется, недоступно ни власть имущим, ни обычным людям. Героиня принадлежит к обеим категориям и, хоть и женщина, делает больше, чем мог бы сделать на ее месте мужчина.
Читать далее
24 апреля 2009
Жак Лурселль
Зеленая комната (La Chambre verte) Франсуа Трюффо, 1978
Из сухого классицизма режиссуры Трюффо, очень сдержанного лиризма диалогов и актерской игры (Трюффо поначалу представлял в главной роли Шарля Деннера), прекрасной, сумрачной операторской работы Альмендроса (возможно, чуть слишком вычурной и искусственно красивой) рождается картина, которая сама по себе не является ни магической, ни сверхъестественной - и даже не стремится к этому.
Читать далее
23 апреля 2009
Жак Лурселль
МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ (The Maltese Falcon) Джон Хьюстон, 1941
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
"Мальтийский сокол" - режиссерский дебют Джона Хьюстона, прежде - талантливого сценариста, автора двенадцати сценариев, из которых в абсолютном большинстве случаев получились увлекательные картины, снятые Эдвардом Л. Каном, Флори, Уайлером, Дитерле, Уолшем, Хоуксом и т.д. В первые же дни проката "Мальтийский сокол" имел огромный успех, который ничуть не угас за последующие десятилетия. Почти всем своим участникам фильм принес огромную популярность.
Читать далее
22 апреля 2009
Жак Лурселль
ИВАН ГРОЗНЫЙ, Сергей Эйзенштейн, 1943-1945
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Эйзенштейн увидел в истории Ивана трагедию и судьбу человека, не сумевшего стать эпическим героем своих мечтаний. С другой стороны, самому Эйзенштейну судьба не дала родиться в нужное время в нужном месте и стать елизаветинским поэтом или режиссером великой эры Голливуда. Обе серии "Ивана Грозного", в особенности вторая, свидетельствуют о стремлении Эйзенштейна использовать кинематограф как всеобъемлющее искусство; однако воплощение этого стремления стеснено рамками театрального сюжета и центрального образа.
Читать далее
21 апреля 2009
Жак Лурселль
ВЕЧЕР ШУТОВ (Gycklarnas afton) Ингмар Бергман, 1953
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
"Вечер шутов" для Бергмана - это очередной образ семейного ада на двоих, раскрытый в стиле тяжеловесного барокко, с назойливой театральностью и довольно замшелым экспрессионизмом, кульминация которого наступает в полукошмарном эпизоде мучений клоуна на пляже, подчеркнуто важном месте повествования. Если декорации заставляют на мгновение задуматься о внешнем и тематическом сходстве между Бергманом и Офюльсом, стилистически разница между двумя режиссерами огромна: тяжелая поступь шведа сильно отличается от волнующих пируэтов ссыльного венца.
Читать далее
20 апреля 2009
Жак Лурселль
КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ (Das Cabinet des Dr. Caligari) Роберт Вине, 1920
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
Этот фильм-манифест экспрессионизма, несомненно, слишком часто рассматривали (и зачастую слишком часто критиковали) как манифест и недостаточно часто - как фильм. Если же оценивать сам фильм, это - современная по духу, неожиданная, поразительная и почти безупречная картина. Вначале был сценарий Карла Майера и Ганса Яновица, основанный на реальном происшествии и призванный в образе психиатра-гипнотизера-балаганщика-убийцы, наделенного юридическими полномочиями, высмеять издержки авторитаризма в любых сферах: административной, социальной, политической - и психиатрической.
Читать далее
16 апреля 2009
Жак Лурселль
ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА (City Lights) Чарли Чаплин, 1931
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый день "Синематека" публикует одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
"Огни большого города" - предпоследний немой фильм Чаплина, содержащий, однако, звуковую дорожку с музыкой и звуковыми эффектами. Он снимался почти 3 года - с начала 1928 г. по конец 1930-го. Съемки не раз прерывались, и причин тому было множество: триумфальное наступление звукового кинематографа, сомнения Чаплина, а чаще всего - методы его работы, в которых он стремился быть так же свободен, одинок и независим от материальных обстоятельств, как писатель или художник. Количество экспонированного материала в 100–150 раз превышало хронометраж готового фильма.
Читать далее
15 апреля 2009
Жак Лурселль
ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ (Vertigo) Альфред Хичкок, 1958
Издательство Rosebud publishing готовит новый подарок читателям - двухтомное издание "Авторской энциклопедии фильмов" Жака Лурселля. Каждый будний день "Синематека" будет публиковать одну рецензию из этой классической киноэнциклопедии.
"Головокружение" содержит в сжатом поэтическом, психоаналитическом и метафизическом виде все, что может подарить зрителю кинематограф: историю любви, приключенческий рассказ, путешествие персонажей в глубины души, детективную интригу, разгадку которой автор не без удовольствия раскрывает за полчаса до финала. По своему обыкновению Альфред Хичкок до такой степени опутывает зрителя нитями сюжета, что сюжет становится для него так же загадочен, как сама реальность.
Читать далее
6 июля 2007
Жак Лурселль
Правила игры (La règle du jeu) Жан Ренуар, 1939
Печально известен факт, что фильм провалился в прокате после премьеры и при повторном выпуске на экраны в 1945 году. Из всех картин Ренуара именно эта вытерпела больше всего нападок, чтобы позднее быть встреченной не меньшим количеством похвал. Мало того, что публика долгое время не любила и не понимала этот фильм: даже в 50-е годы крупнейшие историки кинематографа, говоря о нём, в лучшем случае добавляли ложку мёда в бочку дёгтя.
Читать далее
30 января 2007
Жак Лурселль
Ноль за поведение (Zéro de conduite) Жан Виго, 1933
Дебютная картина для продюсера Жака-Луи Нунеза, заключившего договор с компанией "Gaumont", Ноль за поведение (первый вариант названия: Остолопы – Les cancres) изначально задумывалась для показа на сдвоенных сеансах. Сцены в интерьерах были отсняты за неделю, натурные сцены – за 12 дней, что действительно достойно уважения применительно к фильму такого типа и такой продолжительности. Перед первым показом в Бельгии, в Брюсселе (октябрь 1933-го), Виго сказал: "Никто и ничто не мешали нашей работе".
Читать далее
9 ноября 2006
Жак Лурселль
ВОСХОД СОЛНЦА (Sunrise) Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927
Самая симфоническая, самая синтетическая, самая космическая и, несомненно, самая светлая картина Мурнау. Мурнау отправился в Америку по приглашению Уильяма Фокса, восхищённого Последним человеком*. Здесь его ждала полная творческая свобода и бюджет, подобных которому он не встречал в своей жизни.
Читать далее
3 ноября 2006
Жак Лурселль
Аталанта (L'Atalante) Жан Виго, 1934
Несмотря на запрет фильма Ноль за поведение*, продюсер Жак Луи-Нунез, по-прежнему верящий в гений Виго, даёт ему новую работу. Как пишет Луи Шаванс: "Он любил Виго как собственного сына, ради него он рисковал всем" (см. "Кайе дю синема", № 53). Он предлагает режиссёру заведомо безвредную историю, которая не встретит такого противостояния со стороны цензуры.
Читать далее
31 октября 2006
Жак Лурселль
Великая иллюзия (La grande illusion) Жан Ренуар, 1937
Наряду с Детьми райка*, это – самый знаменитый фильм французского кинематографа. Он также стал самым большим финансовым триумфом для Ренуара. По стечению обстоятельств и во многом благодаря своему сюжету (истории о побегах всегда волнуют широкую публику), Великая иллюзия не принадлежит к числу "проклятых шедевров", которыми изобилует история французского кино. Фильм, основанный на воспоминаниях одного из однополчан Ренуара по Первой мировой войне, опирается на превосходную и в высшей степени эффективную конструкцию.
Читать далее
|
|
В начало
|
|
|
|
|
|