
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
8 октября 2007
ДОБРЯК СЭМ (Good Sam) Лео Маккэри, 1948
Жак Лурселль
1948 – США (114 мин) • Произв. RKO – Rainbow Pictures (Лео МакКэри) • Режиссёр ЛЕО МАККЭРИ • Сцен. Кен Ингланд, по сюжету Лео МакКэри и Джона Д. Клорера • Опер. Джордж Барнс • Муз. Роберт Эммет Долан • В ролях Гэри Купер (Сэмюэл Р. Клейтон), Энн Шеридан (Лулу Клейтон), Рэй Коллинз (преподобный Дэниэлс), Эдмунд Лоу (Г.К. Борден), Джоан Лорринг (Ширли Мэй), Клинтон Сандберг (Нельсон), Луиза Бивер (Хлоэ), Дик Росс (Клод).
Нравоучительная и религиозная притча, комедия характеров, частичная автобиография – вот три главных аспекта этой тёплой и радостной картины, которую МакКэри снял сразу после двух триумфальных успехов: Иду своим путём* и Колокола святой Марии*. В ужасно эгоистичном и замкнутом на самом себе мире живёт наш современный добрый самаритянин, готовый пойти на любые крайности, чтобы восстановить равновесие. Не скрывая, что семья Сэма из-за его безграничной щедрости постоянно живёт на краю пропасти, МакКэри настаивает на забавности и бесконечной жизнерадостности характера главного героя. Комедийность МакКэри черпает вдохновение из двух источников: в характере героя и его излишествах; в описании кишащих вокруг него многочисленных хитрецов и паразитов, привлекаемых его добротой. Комическое искусство автора, ковавшееся в школе немого кинематографа, не утратило ни единой частицы своей силы воздействия. Обратите внимание на подготовку гэгов и на построение пространства в той сцене, когда герой Купера заставляет водителя автобуса подождать тучную женщину, с трудом пересекающую улицу, а та вместо того, чтобы сесть в автобус, вваливается в соседний магазин. Тот же талант проявляется и в карикатурных набросках, портретах-миниатюрах, уморительных и незабываемых: например, автомеханик, изображающий все разновидности шумов, которые испускает его жена во время приступа астмы.
Близкими МакКэри было отмечено, что он вложил в персонаж Купера многое от себя самого (например, эпизод с одалживанием автомобиля) – настолько, что сам был вынужден это признать. Этим можно объяснить очарование и правдоподобность героя. Что же до более глубоких слоёв фильма, то представленное в нём предельно комическое выражение религиозного – если говорить точнее, христианского – видения мира остаётся уникальным в истории кино.
N.B. Фильм имел очень скромный успех, частично подтвердив опасения тех, кто пытался отговорить МакКэри от этого проекта, считая главного героя недостоверным, больным и даже сумасшедшим! Несмотря на немалую продолжительность картины (больше двух часов), многие важные сцены – в частности, сцена в крупном магазине, сцены с Эдвардом Лоу и Армией спасения – попали в корзину на стадии монтажа. Они заявлены лишь серией фотографий в прессе.
|
|
|