
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
8 октября 2007
ГИГАНТ (Giant) Джордж Стивенс, 1956
Жак Лурселль
1956 – США (197 мин) • Произв. Warner (Джордж Стивенс и Генри Гинсберг) • Режиссёр ДЖОРДЖ СТИВЕНС • Сцен. Фрэд Гиол, Иван Моффет, по роману Эдны Фербер • Опер. Уильям К. Меллор (Warner Color) • Муз. Димитри Тёмкин • В ролях Элизабет Тейлор (Лесли Бенедикт), Рок Хадсон (Бик Бенедикт), Джеймс Дин (Джет Ринк), Кэррол Бейкер (Луз Бенедикт, дочь Бика), Джейн Уизерс (Вашти Снит), Чилл Уиллс (дядя Боули), Мерседес МакКембридж (Луз Бенедикт, сестра Бика), Сол Минео (Анхел Обрегон), Деннис Хоппер (Джордан Бенедикт), Эрл Холлиман (Боб Дэйс), Пол Фикс (доктор Хорейс Линтон), Морис Джара (доктор Герра).
Как и Бунтовщик без идеала*, Гигант вышел в прокат после смерти Джеймса Дина и был встречен в Америке триумфом среди критики и широкой публики. Французские критики и любители кино с полным на то основанием проявили бóльшую сдержанность. Это тяжеловесная и неподвижная псевдофреска, снятая в академичном и внешне аккуратном стиле; роман с продолжением в традициях Унесённых ветром*, чьи бесчисленные эпизоды могли бы длиться до бесконечности. Проходит время, сменяются поколения, но всё это не приносит никаких существенных изменений в начальное положение дел. Сюжет фильма призван продемонстрировать нам в высшей степени безоблачный и наивно-чистосердечный автопортрет Америки, который она так любит порой создавать руками своих наименее одарённых и наиболее фальшивых режиссёров. Персонаж Рока Хадсона (так часто терпящий неудачи, что это поневоле вызывает непредусмотренный комический эффект) навеки остаётся торчать посреди своих бескрайних владений, окружённый всеобщим обожанием. В финале, обзаведясь внуком типично мексиканской внешности, он запоздало превращается в борца с расизмом. Жизни его сына и одной из дочерей будут похожи на безоблачную пастораль. Другая дочь, ненадолго прельстившись Джетом Ринком, не вынесет зрелища его загубленной речи и направится прямиком в Голливуд. Сам же Джет Ринк, бывший в бедности закомплексованным маргиналом, останется таким же в богатстве и пышности.
Только актёрская игра, не всегда подобная действию, не даёт фильму окончательно превратиться в затхлый музейный экспонат. Хитрец Стивенс сталкивает представителей классической психологичной актёрской школы (Элизабет Тейлор, Рок Хадсон) и новых звёзд (Джеймс Дин, Кэрол Бейкер), близких школе «Actors Studio». Игра Джеймса Дина – телесная, на бурном языке жестов, одновременно и спонтанная, и манерная – помогает смириться с преждевременным старением его героя. Поскольку в таких фильмах-сериалах принято, чтобы ни один персонаж не изменялся по ходу сюжета, его живописное исполнение роли молодого старика с напускной самоуверенностью и сбивчивой речью подростка производит эффект и подкрепляет сложившуюся репутацию картины. Мимоходом она подчёркивает талант и подлинное новаторство снятых совсем незадолго до Гиганта фильмов Казана и Николаса Рея (К востоку от рая*, Бунтовщик без идеала*).
|
|
|