
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
8 октября 2007
ДИКАЯ РЕКА (Wild River) Элиа Казан, 1960
Жак Лурселль
1960 – США (103 мин) • Произв. Fox (Элиа Казан) • Режиссёр ЭЛИА КАЗАН • Сцен. Пол Осборн, по романам «Грязь на звёздах» Уильяма Бредфорда Хьюи и «Бухта Данбар» Бордена Дила • Опер. Элсуорт Фредерикс (DeLuxe Color, Cinemascope) • Муз. Кеньон Хопкинс • В ролях Монтгомери Клифт (Чак Гловер), Ли Ремик (Кэрол Болдуин), Джо Ван Флит (Элла Гарт), Альберт Солми (Хэнк Бэйли), Джей К. Флиппен (Хэмилтон Гарт), Джеймс Уэстерфилд (Кол Гарт), Барбара Лоден (Бетти Джексон), Роберт Эрл Джонс (Бен).
Хотя Дикая река, как и все фильмы Казана, помещена в очень точный, конкретный социальный и исторический контекст, это, прежде всего, поэтическая фантазия на темы, дорогие сердцу режиссёра: чистый и неуклонный индивидуализм, приспособившийся к неукротимым порывам природы (Элла и река до возведения плотин составляют единое и неразделимое целое); братские чувства между противниками (в этом случае прочно укоренившиеся в сюжете: схожесть взглядов Чака и Кэрол; помощь, оказанная Чаку женихом Кэрол; восхищение, которое Чак испытывает по отношению к Элле); рождение невероятно сильной любви в конфликтных и лихорадочных обстоятельствах. Любовь – главный фактор, способный вернуть в окружающую среду утраченное равновесие. Все эти темы переплетаются в повествовании в чрезвычайно замедленном ритме (возможно, это и стало причиной коммерческого провала картины), стремясь подчеркнуть глубинную связь между природой, пейзажами и действующими лицами.
Матрицей, если можно так выразиться, этих сложных переплетений и завитков – и, быть может, всего творчества Казана – служит понятие укоренения. Корни персонажей в большей степени определяют их жизнь, чем воля и стремление к свободе. Если герои молоды, они ещё могут успешно перейти из одного мира в другой (Америка, Америка*). Если же они стары и привязаны всей своей жизнью и судьбой к земле, то они умрут, как в этом фильме, едва лишь покинув её.
Стиль Казана стремится к безмятежной созерцательности, что характерно для последнего периода его творчества. Теперь он избегает эмоциональных взрывов, его интересует медленное, длительное и незаметное созревание события. Что касается персонажей, то Казан больше не описывает их неврозы, или же эти неврозы качественно изменились, превратившись в некое космическое чувство связи со вселенной, которое не объяснить ни психиатрией, ни психоанализом, а лишь бесконечно более широким поэтическим и метафизическим исследованием. Общей чертой всех персонажей становится их искреннее стремление к покою. Они найдут его: кто в любви, а кто в смерти, но всякий раз – в единении с красотой мира.
|
|
|