
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
22 октября 2007
ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИН ГУДА (The Adventures of Robin Hood) Майкл Кёртиц, Уильям Кили, 1938
Жак Лурселль
1938 – США (102 мин) • Произв. Warner (Хэл Б. Уоллис) • Режиссёры МАЙКЛ КЁРТИЦ и УИЛЬЯМ КИЛИ • Сцен. Норман Рейли Рейн и Сетон И. Миллер • Опер. Тони Гаудио, Сол Полито (Technicolor) • Муз. Эрих Вольфганг Корнгольд • В ролях Эррол Флинн (Робин Гуд), Оливия де Хевилленд (Мэриэн), Бэзил Рэтбоун (сэр Ги де Гисборн), Клод Рейнс (принц Джон), Патрик Ноулс (Уилл Скарлет), Эжен Паллетт (брат Тук), Алан Хейл (Маленький Джон), Мелвилл Купер (Ноттингемский шериф), Иэн Хантер (Ричард Львиное Сердце), Монтегю Лав (епископ-августинец).
Самый знаменитый и самый любимый из американских приключенческих фильмов 30-х годов. Для многих любителей кино этот фильм представляет собой непревзойдённую квинтэссенцию голливудского кинематографа. В своё время это был самый масштабный проект, когда-либо реализованный студией «Warner». Хэл Уоллис решил, что он будет выполнен в цвете. Трёхцветная система «Техниколор» к этому времени существовала уже третий год, после Бекки Шарп Мамуляна (Becky Sharp, 1935). Приключения Робин Гуда стала приблизительно 15-й картиной, снятой по этой технологии. Уильям Кили провёл в режиссёрском кресле два месяца (октябрь и ноябрь 1937 года), а затем был заменён Кёртицем. Ему ставили в вину задержку в съёмочном графике (на две недели) и слишком легкомысленный и недостаточно энергичный подход к батальным и трюковым сценам. Кёртиц снимал ещё полтора месяца, и фильм был закончен с опозданием в 38 дней и со значительным перерасходом бюджета. Кёртиц снял большую часть интерьеров и добавил несколько планов к батальным сценам, снятым на натуре Кили (например, планы Робина и его соратников, залезающих на деревья и осматривающих лес перед нападением на кортеж сэра Ги).
Сценарий кажется простым, однако он несколько раз переписывался и потребовал огромной работы. Он строится на семи главных эпизодах, демонстрирующих отвагу героя: дерзкое появление Робина в Ноттингемском дворце; дружеский поединок с Маленьким Джоном на берегу реки; встреча с братом Туком; нападение на конвой сэра Ги; турнир Золотой стрелы; освобождение Робина прямо с эшафота; финальная битва и поединок Робина с сэром Ги. Таким образом, не создавая ощущения избыточности, сценарий внушает зрителю чувство, будто в его распоряжении – неисчерпаемый резерв перипетий.
В итоге, фильм в целом получился достаточно безличным. Такое часто происходит с очень масштабными американскими постановками (ср. Унесённые ветром*, Клеопатра Манкевича). Изрядная часть режиссёрской энергии тратится на заботу о реквизите, на попытки сохранить единство ансамбля и удержать бюджет в рамках разумной вседозволенности. Часто едва удаётся избежать катастрофы, и режиссёры сменяют друг друга за штурвалом корабля. В Приключениях Робин Гуда эта обезличенность ничуть не мешает просмотру, поскольку сам по себе жанр, восхитительно украшенный элегантной лёгкостью Кили и силой и динамизмом Кёртица, способен доставить удовольствие зрителю и обеспечить красоту картины. Практически невозможно в чём-либо упрекнуть эту лёгкую, воздушную приключенческую историю, в которой «хорошие» герои гораздо значительнее «плохих»: они вовлекают за собой зрителя в круговерть сказочных событий, описанных в энергичных и красочных тонах.
Хотя сцены, наиболее характерные для стиля Кёртица – а именно, для свойственной ему суровой пластики, гигантизма, ещё более архитектурного и геометрического, чем гигантизм Де Милля – встречаются в этом фильме довольно редко, зато эти сцены великолепны. Упомянем лишь суд над Леди Мэриэн при свете свечей и знаменитую дуэль Флинна и Рэтбоуна, часть которого показана при помощи китайских теней, отражающихся на гигантских колоннах замка.
N.B. Среди множества других фильмов, основанных на похождениях Робин Гуда, назовём замечательного Робин Гуда (Robin Hood, Дуон, 1922), один из лучших фильмов с Дугласом Фэрбенксом; симпатичную Историю о Робин Гуде (The Story of Robin Hood, 1952) Кена Аннакина, снятую в Англии и спродюсированную компанией «Уолт Дисней»; наконец, полнометражный анимационный фильм той же компании Робин Гуд (1973), посредственного качества.
БИБЛИОГРАФИЯ: раскадровка (410 планов) опубликована издательством The University of Wisconsin Press, 1979. Предисловие Руди Белмера анализирует этапы написания сценария и создания фильма. Тем же Белмером собраны письменные документы, касающиеся работе студии «Уорнер» в период с 1935 по 1951 гг., выпущенные отдельным томом под названием «Внутри «Уорнер Браз.» (“Inside Warner Bros.”, Weidenfeld and Nicolson, London) (аналогичную работу автор проделал для «Мемуаров» Селзника). В этой книге много говорится о Робин Гуде. Наконец, Билмером найдены три киноплёнки – по большей части цветные, что необыкновенно, – свидетельствующие о съёмках фильма: короткий любительский фильм, снятый совсем молодым юношей в лесу Чико (в пятистах километрах к северу от Лос-Анджелеса – там снимался Шервудский лес); фильм Сетона И. Миллера, одного из авторов сценария (сцены пира в Ноттингеме и повешения); плёнка, отснятая Бэзилом Рэтбоуном и одним из его друзей и посвящённая в основном поединкам и батальным сценам (см. статью Филиппа Гарнье «Съёмки Робин Гуда» в газете «Либерасьон» от 7-1-1986).
|
|
|