
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
8 октября 2007
ИДУ СВОИМ ПУТЁМ (Going My Way) Лео Маккэри, 1943
Жак Лурселль
1943 – США (125 мин) • Произв. PAR. (Лео МакКэри) • Режиссёр ЛЕО МАККЭРИ • Сцен. Фрэнк Батлер, Фрэнк Каветт, по сюжету Лео МакКэри • Опер. Лайонел Линдон • Муз. песни Джеймса Ван Хэузена, Дж.Р.С. Рэймон • В ролях Бинг Кросби (отец Чарльз Френсис Патрик «Чак» О’Мэлли), Райз Стивенс (Женевьева Линден), Барри Фитцджеральд (отец Фитцгиббон), Фрэнк МакХью (отец Тим О’Дауд), Джеймс Браун (Тед Хэйнс), Джин Локхарт (Хэйнс-старший), Джин Хизер (Кэрол Джеймс), Уильям Фроули (Макс Долан).
Это шедевр МакКэри, доверху наполненный самой разнообразной музыкой (духовными гимнами, фольклором, оперными ариями, народными песенками). Его следует смотреть вместе с Колоколами святой Марии*, его продолжением. Проект фильма и его прокатные перспективы были предметом всеобщего скептицизма до и во время съёмок: Бинг Кросби, впервые в своей карьере, в роли, не состоящей целиком из песен, да к тому же в сутане! Барри Фитцджеральд, старый ворчун-лютеранин, даже не умеющий как следует встать на колени – в роли католического священника, посвятившего сорок пять лет своей жизни одному и тому же приходу!... Тем не менее, Иду своим путём (7 «Оскаров») и Колокола святой Марии* стали лидерами кассовых сборов, и в год, последовавший за Колоколами*, МакКэри подал самую большую налоговую декларацию во всём Голливуде.
Между прочим, особенность американского кинематографа заключается в том, что гениальность фильма часто напрямую связана с его коммерческим успехом. (Увы, в Европе всё по-другому.) Как бы то ни было, Иду своим путём – совершенное произведение искусства; его сюжет, место действия и персонажи неподдельно оригинальны. То же относится к его ритму и конструкции, включающей в себя серию отступлений, неторопливых примечаний в скобках, без погони за кульминацией. Все перспективы усилить драматическое напряжение (конфликт между двумя священниками, устранение более пожилого, и т.д.), одна за другой, угасают и уступают место атмосфере всеобщей гармонии. Ход событий протекает без переломов и без масштабных столкновений, и каждый герой, в конце концов, преображается и проявляет всё самое лучшее в себе под совместным влиянием авторского взгляда, музыки, человека, несущего в себе откровение (отец О’Мэлли в исполнении Бинга Кросби), и того, что следует назвать сказочным духовным богатством фильма. Согласно постулату, лёгшему в основу картины, каждый человек сам направляет свою судьбу, однако, благодаря вниманию к ближнему, может преобразиться, преображая других.
Эта идея отражается даже во внешней форме фильма. Юмор и эмоциональность следуют в нём рука об руку и не существуют в отрыве друг от друга. Они превращаются в нечто иное: в своеобразное блаженство, глубокое душевное удовлетворение, передающееся от персонажей зрителю подобно магическим волнам. Этот фильм – абсолютное торжество «очаровательного» кинематографа, построенного не на несчастьях и страдании других людей, как это обычно бывает, а на алхимии добрых чувств, которую, кажется, из всех режиссёров только МакКэри смог выразить полностью.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в сборнике Джона Гасснера и Дадли Николса «Лучшие киносценарии 1943-1944 гг.» (John Gassner, Dudley Nichols: “Best Film Plays of 1943-1944”, New York, Crown Publishers, 1945)
|
|
|