
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
9 ноября 2006
ВОСХОД СОЛНЦА (Sunrise) Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927
Жак Лурселль
1927 – США (11 рулонов) • Произв. Fox Corporation • Режиссёр ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ МУРНАУ • Автор сценария Карл Майер, по рассказу Германа Зудермана "Восход над Тильзитом" • Операторы Чарльз Рошер и Карл Штрусс • В ролях Джордж О'Брайен (Ансасс), Джэнет Гэйнор (Индра), Бодиль Розинг (служанка), Маргарет Ливингстон (девушка из города), Дж. Фаррелл МакДональд (фотограф), Ральф Сипперлай (парикмахер), Джейн Уинтон (маникюрщица).
Самая симфоническая, самая синтетическая, самая космическая и, несомненно, самая светлая картина Мурнау. Мурнау отправился в Америку по приглашению Уильяма Фокса, восхищённого Последним человеком*. Здесь его ждала полная творческая свобода и бюджет, подобных которому он не встречал в своей жизни. Фильм, поставленный по мотивам рассказа Зудермана (который завершался трагически), содержит много событий, с одной стороны – независимых друг от друга, с другой – находящихся в неразрывной связи. Та часть, что располагается между сценой свадьбы в церкви и прощением мужа женой, сама по себе представляет собой отдельное целое и отдельный фильм. За нею следует комическое живописание счастья, найденного супругами в городе – в этом нереальном, игривом и экзотическом раю; в месте, созданном для развлечения, но не для жизни. Наконец, возвращение в деревню вынуждает героя столкнуться с последствиями своего невыполненного намерения убить собственную жену. Страдание поможет ему обрести самого себя, равновесие и свободу.
По своему духу фильм в гораздо большей степени немецкий, чем американский (что лишний раз доказывает ту степень свободы, которой пользовался на съёмках режиссёр), но в то же время он сильно отличается и от тех фильмов, которые Мурнау снимал в Германии. В декорациях деревни, в "обобщающей" абстрагированности интриги ещё видно влияние экспрессионизма. Однако его вымещает реализм – реализм в квадрате, который можно назвать духовным или метафизическим. В частности, гениально и очень аккуратно используя глубину кадра, Мурнау создаёт огромные свободные пространства (песчаная равнина вокруг деревни, озеро и т.д.), в которых персонажи должны, вопреки всем препятствиям судьбы, открыть для себя смысл своего существования – в зависимости от того, во зло или во благо используют они эту внезапно обретённую свободу. Женщина докажет свою свободу, превзойдя страх перед тем, что она разглядела в собственном муже, и сумев простить его. Сам космос принимает участие в поисках героями самих себя; он задаёт им темп – как изнутри, так и снаружи. Ветер, буря, безмятежность вод или неба являются составляющими драмы – так же, как мысли и поступки персонажей. Мурнау, в равной степени искусный в работе с актёрами и в создании атмосферы, умеет вложить в силуэты и походку своих героев не меньше выразительности, чем в мимику их лиц. При всей скромности, при всём лиризме фильма, при разнообразии его интонаций и сокровенной нежности режиссёра к своим персонажам, никогда ещё стремление к "тотальному кинематографу", скрытое в творчестве крупнейших режиссёров планеты, не было так близко к своему воплощению.
N.B. Римейк Файта Харлана под названием рассказа Зудермана снят в 1939 году.
БИБЛИОГРАФИЯ: оригинальная раскадровка Карла Майера с пометками Мурнау и раскадровка с копии фильма в журнале "L'Avant-Scène", № 148 (1974) (титры на английском и французском языках). Важнейшая публикация для ознакомления с творчеством Мурнау.
|
|
|