
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
22 октября 2007
ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ЕЛИЗАВЕТЫ И ЭССЕКСА(The Private Lives of Elizabeth and Essex) М.Кёртиц
Жак Лурселль
1939 – США (106 мин) • Произв. Warner (Хэл Б. Уоллис) • Режиссёр МАЙКЛ КЁРТИЦ • Сцен. Норман Рейли Рейн и Энеас МакКензи, по пьесе Максвелла Андерсона «Королева Елизавета» • Опер. Сол Полито (Technicolor) • Муз. Эрих Вольфганг Корнгольд • В ролях Бетт Дэвис (королева Елизавета), Эррол Флинн (Эссекс), Оливия де Хевилленд (леди Пенелопа), Дональд Крисп (Фрэнсис Бэкон), Алан Хейл (Тайрон), Винсент Прайс (сэр Уолтер Рейли), Генри Стивенсон (лорд Берли), Генри Дэниел (сэр Роберт Сесил), Джеймс Стивенсон (сэр Томас Эджертон), Нанетт Фабрэ (Маргарет Редклифф), Ральф Форбс (лорд Ноллис), Роберт Уорвик (лорд Маунтджой), Лео Г. Кэрролл (сэр Эдвард Кок).
Этот роскошный крупнобюджетный фильм, снятый в системе «Техниколор» (это одна из первых цветных звуковых картин студии «Warner»), доказывает широту творческого диапазона и таланта Кёртица. Затронутая тема – политическая трагедия, историческая достоверность которой, впрочем, весьма сомнительна – и использованный материал (пьеса Максвелла Андерсона) требовали неподвижности, статичности, из которой Кёртиц, обладающий обострённым чувством эстетической связности, сумел извлечь всё самое лучшее.
Стержнем действия, разумеется, становятся сцены, разыгранные на двоих. Кёртиц хотел, чтобы они были длинными и роскошными, наполненными неожиданными поворотами и интонационными перепадами, хотя их исход каждый раз должен был быть предрешён и неизбежен. В них нет ни малейшего авантюрного привкуса, ни малейшей надежды, что некая внутренняя метаморфоза или некое внешнее обстоятельство вот-вот изменят сложившееся соотношение сил. Например, разоблачение махинации с письмами не замедлит ход механизма трагедии, сгущающейся вокруг главных героев.
Дело в том, что всё решено заранее в глубине их сердец: они любят друг друга, потому что друг на друга похожи; они похожи, потому что для обоих, в конце концов, политические убеждения важнее чувств. Таким образом, они вступают в смертельную битву, в которой один из них должен погибнуть. Тот, кто больше любит – и станет жертвой в этой борьбе без победителя.
Своим успехом фильм обязан отваге продюсеров «Warner», которые без колебаний решились вложить огромные средства в мрачный, статичный и амбициозный сюжет. Важную роль сыграл и Кёртиц, любитель ослепительных эпопей, который при случае проявляет интерес и к герметичным трагедиям – таким, как эта картина или как великолепный Морской волк*. Взаимная нелюбовь исполнителей главных ролей (Бетт Дэвис с большой неохотой смирилась с выбором Флинна в качестве её партнёра – вместо Лоренса Оливье, которого она изначально прочила на эту роль), несомненно, способствовали созданию атмосферы агрессивности и неудовлетворённого желания, порождённой безысходностью в отношениях между главными героями фильма.
|
|
|