
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
6 июля 2007
АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ (The Asphalt Jungle) Джон Хьюстон, 1950
Жак Лурселль
1950 – США (112 мин) • Произв. MGM (Артур Хорнблоу-мл.) • Режиссёр ДЖОН ХЬЮСТОН • Сцен. Бен Мэддоу и Джон Хьюстон, по роману У.Р. Бернетта • Оператор Хэролд Россон • Муз. Миклош Рожа • В ролях Стерлинг Хэйден (Дикс Хэндли), Луис Кэлхерн (Алонцо Д. Эммерих), Джин Хэйген (Долл Конован), Джеймс Уитмор (Гас Минисси), Сэм Джаффе (Док Эрвин Риденшнайдер), Джон МакИнтайр (Харди), Марк Лоуренс (Кобби), Мэрилин Монро (Анджела Финлей), Энтони Карузо (Луис Клавелли), Тереза Челли (Мария Клавелли).
Важная веха в истории нуара и гангстерского фильма. Главная оригинальность этой картины заключается в том, что Хьюстон прежде всего интересуется персонажами. Каждый из них сам по себе мог бы стать предметом для фильма. Хьюстон испытывает к ним сострадание трагического свойства, которое зайдёт ещё дальше в Городе богачей. В то время в США сочувствие к преступникам ставилось ему в укор. Даже в студии-продюсере «МГМ» фильм не любили и защищали с неохотой.
Относительное безразличие Хьюстона к самому действию и к декорациям, в которых оно разворачивается, не помешало ему и тут проявить свою творческую фантазию. Детальная картина подготовки и суперпрофессионального проведения ограбления, хоть и занимает на экране всего несколько минут, произвела большое впечатление на публику и… на некоторых кинематографистов. Она послужила вдохновением для знаменитой сцены ограбления в Мужских разборках (Du rififi chez les hommes, 1954), единственном хорошем неамериканском фильме Жюля Дассена. Декорации весьма далеки от обычной для нуара влажной атмосферы и представляют собой абстрактные, холодные, почти фантастические урбанистические пейзажи, составленные из фрагментов различных городов (Цинциннати, Лос-Анджелес). Два эпизода стали знаменитыми: тот, в котором вдохновитель ограбления (Сэм Джаффе) теряет драгоценные секунды, засмотревшись на девушку, танцующую у музыкального автомата, и попадает в руки полиции; и финал (единственный эпизод фильма, действие которого происходит днём и за пределами города), в котором Стерлинг Хэйден умирает в родном Кентукки, среди лошадей.
Фильм был переснят трижды: в форме вестерна (Люди с дурных земель, The Badlanders, Делмер Дэйвс, 1958), криминального триллера, частично снятого в Египте (Каир, Волф Рилла, 1963), и, наконец, в картине Барри Поллака Cool Breeze (1972) с чернокожими актёрами.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги опубликованы издательством Southern Illinois University Press (1980). Послесловие У.Р. Бернетта. Писатель называет Асфальтовые джунгли лучшей из существующих экранизаций его произведений, однако критикует финал: «Это излишняя драматизация».
|
|
|