
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
8 октября 2007
ВЕЛИКОЛЕПИЕ В ТРАВЕ (Splendor in the Grass) Элиа Казан, 1961
Жак Лурселль
1961 – США (124 мин) • Произв. Warner-Newton Productions (Элиа Казан) • Режиссёр ЭЛИА КАЗАН • Сцен. Уильям Индж • Опер. Борис Кауфман (Technicolor) • Муз. Дэвид Эмрем • В ролях Натали Вуд (Уилма Дин Лумис), Уоррен Битти (Бад Стемпер), Пэт Хингл (Эйс Стемпер), Одри Кристи (миссис Лумис), Барбара Лоден (Джинни Стемпер), Зора Ламперт (Анджелина), Фред Стюарт (Дел Лумис).
Один из самых значительных фильмов Казана, намеренно снятый в окрестностях Нью-Йорка, а не в Голливуде: из соображений морали и экономии средств. Прежде всего, это торжество и квинтэссенция работы с актёрами в стиле “Actors Studio” и своеобразное прощание с этим стилем. Длинные сцены, чья продолжительность не оправдана напрямую их содержанием, смонтированные так, чтобы выдвинуть на первый план актёра и его фактуру, демонстрируют болезненных, неудовлетворённых, нервных персонажей, внутри которых зарождается страх, а потом медленно растёт и прорывается наружу – или не прорывается, в этом случае разрушая их ещё более непоправимо. Такой стиль работы с актёрами несёт собственную философию и собственный взгляд на мир. Он пригоден лишь для описания разлагающегося мира, который вскоре будет сметён в результате разрушения его системы ценностей. Он рассказывает – иногда с пронзительной силой – об упадке мира, который даже не знал расцвета. Стоит перенести этот стиль в иной контекст, и он быстро покажется гнусным и нестерпимо самовлюблённым. Но здесь он идеально подходит для «исторической» темы, затронутой сценарием Уильяма Инджа, а именно: губительное влияние пуританства на душу Америки 30-х годов, показанное на всех слоях общества, как среди бедных, так и среди богатых; его связь с душевными заболеваниями и с психоанализом; порождаемые им трагедии в личной жизни отдельных людей и мучительное счастье (которое вовсе не является счастьем), к которому со временем приходят уцелевшие. С этой точки зрения последняя сцена фильма (встреча Натали Вуд и Уоррена Битти) – самая красивая сцена во всём творчестве Казана.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги отдельным томом (Bantam Books, New York, 1961).
|
|
|