  
			
			   Иван Кислый 						
			 Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ. 
			
	 	
		Читать далее 
							
	  | 
 
  
 | 
 
 
 | 
	
	
	
		 | 
	 
	
				
			
				
					| 
					 
 					
					8 ноября 2006 					
					БОБ – ПРОЖИГАТЕЛЬ (Bob le flambeur) Жан-Пьер Мельвиль, 1956
										
					Жак Лурселль					
							
					 
	   			
					 
						1956 – Франция (100 мин) • Произв. OGC, Studios Jenner, Play Art, Cyme, Protis Films • Режиссёр ЖАН-ПЬЕР МЕЛЬВИЛЬ • Авторы сценария Жан-Пьер Мельвиль, Огюст Ле Бретон • Оператор А. Декаэ • Композиторы Э. Беркли, Ж. Буайе • В ролях Роже Дюшен (Боб), Изабель Корэ (Анн), Даниэль Коши (Пауло), Ги Декомбль (комиссар Ледрю), Андре Гаррэ (Роже), Клод Серваль (Жан), Колетт Флёри (его жена), Жерар Бюр (Марк), Хоуард Вернон (МакКимми), Симон Пари (Ивонна), Рене Хавард (инспектор Морен).    
 
Первая работа Мельвиля в жанре «полисье» является в то же время его самым оригинальным и самым захватывающим фильмом. Это интимная баллада о парижском квартале (Монмартре) и о стареющем одиноком человеке, не питающем иллюзий ни насчёт мира, ни на свой собственный счёт, осознанно ведущем маргинальный образ жизни, не теряя элегантности истинного денди. Вполне вероятно, что Мельвиль вложил в Боба немалую частицу себя самого. Экономичность фильма (он обошёлся в три-пять раз дешевле, чем средний фильм того времени), автобиографические мотивы, наполовину ироничный и наполовину возвышенный тон повествования – всё это произвело большое впечатление на кинематографистов «новой волны», видевших в этом фильме модель для подражания (сравняться с которой им так и не удалось). Боб – прожигатель жизни многим обязан Хьюстону и, в частности, его Асфальтовым джунглям* : точно так же предпочтение отдаётся персонажам в ущерб сюжету (фильм Мельвиля практически лишён событий), налицо та же пессимистичная и молчаливая картина мира, а у героев – то же глубокое безразличие к поражению и успеху, которые в равной степени воспринимаются незначительными прихотями судьбы. Фильм также содержит мечтательные размышления о мужской дружбе, о благородстве мошенников былых времён, о вторичной роли эротизма и женщин в жизни мужчин – всё, о чём Мельвиль так любил говорить, не будучи уверенным, что это существует на самом деле (см. его беседы с Рюи Ногейрой, Seghers, 1973). Мельвиль сожалел о том, что доверил написание диалогов Огюсту Ле Бретону (с единственной целью внести хоть одно громкое имя на афиши). Тем не менее, условность диалогов позволяет фильму существовать в рамках жанрового кинематографа – при том, что Мельвилю удалось протащить между строк дорогие его сердцу мотивы, придающие фильму выразительности. Возможно, будь он лишён ограничительных рамок, это удалось бы ему в меньшей степени. Позднее, работая в условиях полной свободы, Мельвиль будет тяготеть к крайней абстракции, которую всё труднее будет отличить от крайнего академизма.  
		   				
		   				
		   				
		   				
		   				
						
						 
						
					
					 | 
				 				
			 
			
		 | 
	 
		 
	
 |