| 
| 
	
 
	| 			
						
			
    Александр Шпагин 						
			 Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы. Читать далее  |  |  | 
	
		|  |  
		| 
				
					| 
 6 июля 2007 ОТЕЛЛО (Othello) Орсон Уэллс, 1952Жак Лурселль					
												 
 
						1952 – Марокко (95 мин) • Произв. Scalera Films (Рим) / Mercury Production (Орсон Уэллс) • Режиссёр ОРСОН УЭЛЛС • Сцен. Орсон Уэллс, по пьесе Уильяма Шекспира  • Операторы Анчизи Брицци, Г.Р. Альдо, Георг Фанто • Муз. Ф. Лаваньино, А. Барберис • В ролях Орсон Уэллс (Отелло), Сюзанн Клутье (Дездемона), Майкл МакЛайаммур (Яго), Роберт Кут (Родриго), Майкл Лоуренс (Кассио), Хилтон Эдвардс (Брабанцио), Фэй Комптон (Эмилия), Николас Брюс (Людовико).
 Второй и наиболее успешный из трёх фильмов Уэллса, поставленных по произведениям Шекспира. Съёмки проходили в основном в Италии и Марокко и были в особенности богаты на приключения: финансовые трудности и банкротство одного из продюсеров, долгие перерывы, колебания Уэллса в поисках идеальной Дездемоны (Леа Падовани, Бетси Блэйр, несколько планов которых сохранились в фильме, и наконец – Сюзанн Клутье). Хроника съёмок подробно представлена в дневнике, который вёл ирландский актёр Майкл МакЛайаммур (см. Библиографию), играющий в фильме роль Яго. Ежедневное ведение дневника было давней привычкой актёра; в предисловии, написанном по случаю его публикации, Уэллс сравнил её с тайным пороком потребления гашиша. Уэллс добавляет, что, в отличие от наркомании, эта привычка разрушает психику и здоровье не только страдающего от неё человека, но и его друзей. Тем не менее, не кто иной как сам Уэллс, снедаемый любопытством узнать о содержании дневника, вечно запираемого под замок, уговорил автора дать разрешение на его публикацию. В этом дневнике можно найти живую иллюстрацию метаний, характерных для большинства кинематографических предприятий Уэллса.
 На экране фильм выглядит очень связным – в частности, благодаря систематическому использованию короткого монтажа. Превосходно использованы экстерьеры – Венеция и Суфи (Марокко); столь же превосходны и декорации Траунера. Что же до разнообразия и изобретательности в построении кадра, то они кажутся неистощимыми. Эти качества, усиленные многократным использованием коротких планов и частой переменой места действия, дарят, как и в Мистере Аркадине, общее впечатление богатства содержания. Это чистая иллюзия. Ловкое сокращение шекспировской пьесы при экранизации привело к тому, что количество диалогов в картине не превышает уровня обычного фильма, а её ритм постоянно сохраняет динамичность. С этой точки зрения – абсолютная верность духу произведения при частичном следовании его букве – Отелло также, несомненно, является одной из лучших экранизаций Шекспира. Игра актёров, включая самого Уэллса, отличается умеренной экспрессивностью, и причудливая пышность стиля барокко остаётся лишь на пластическом уровне. Это равновесие выстроено так умело, что Отелло можно назвать единственным фильмом Уэллса, в котором его барочный талант находит классическое приложение.
 Об Отелло сохранилось больше документальных свидетельств, чем о какой-либо иной картине Уэллса; чтобы подтвердить это окончательно, упомянем документальный фильм Снимая "Отелло", снятый самим Уэллсом для немецкого телевидения (1978) и вышедший во Франции в 1980-м году. Это размышления Уэллса перед камерой. Он вспоминает прошлое и беседует о Шекспире с двумя актёрами из фильма – Майклом МакЛайамуром и Хилтоном Эдвардсом. К сожалению, в этом фильме нет никаких ранее не известных визуальных свидетельств о съёмках.
 N.B. Основные версии Отелло: немецкая экранизация Димитри Буховецкого, 1922 год (Эмиль Яннингс играет Отелло, Вернер Краусс – Яго); советская – Сергея Юткевича, 1955 год (в роли Отелло – С. Бондарчук); английская – Стюарта Бёрджа, 1965 (Лоуренс Оливье в роли Отелло, Мэгги Смит в роли Дездемоны). Фильм Кьюкора Двойная жизнь (1947) – вольная вариация на тему "Отелло" (первое сотрудничество режиссёра с братьями Кэнинами ). В 1986-м году Франко Дзеффирелли перенёс на экран оперу Верди "Отелло", выбрав на главную роль Микеле Плачидо.
 
 БИБЛИОГРАФИЯ: Michael MacLiammoir: "Put Money in Thy Purse, the filming of Orson Welles' Othello" (London, Methuen, 1952, второе издание – 1976). Предисловие Уэллса.
 |  |  |