
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
8 октября 2007
УТИНЫЙ СУП (Duck Soup) Лео Маккэри, 1933
Жак Лурселль
1933 – США (72 мин) • Произв. PAR. (Б.П. Шульберг) • Режиссёр ЛЕО МАККЭРИ • Сцен. Берт Кэлмар, Гарри Руби, Нэт Перин, Артур Шикман, Норман Красна • Опер. Генри Шарп • Муз. Берт Кэлмар, Гарри Руби • В ролях Граучо Маркс (Руфус Т. Файрфлай), Харпо Маркс (Пинки), Чико Маркс (Чиколини), Зеппо Маркс (Боб Ролланд), Маргарет Дюмон (миссис Глория Тисдейл), Луис Колхерн (посол Трентино), Верна Хилли (секретарша), Ракел Торрес (Вера Маркал), Эдгар Кеннеди (продавец арахиса).
Последний фильм братьев Маркс, снятый для студии «Парамаунт». В то время он разочаровал публику, но с годами стал самым ценимым и самым знаменитым из всех их фильмов. МакКэри оставил воспоминания о том, как тяжело было работать с братьями. Труднее всего было собрать всю четвёрку на съёмочной площадке. Они часто приводили с собой бригаду «гэгменов» – каждый раз разную. Их маниям и звёздным капризам не было числа. Иногда они уходили с площадки ровно в 18.00, прямо посреди сцены. «В конце концов, мы стали добрыми друзьями», заключает МакКэри, «но я лучше заплачу за билет и посмотрю на них в кино, чем ещё раз встречусь с ними на площадке» (см. J. Lourcelles, «McCarey», Anthologie du cinéma, № 70).
Словно торопясь поскорее закончить, МакКэри ускорил ритм фильма и, доведя до крайности специфический талант братьев Маркс, создал нечто вроде собранного впопыхах дайджеста из их буффонад, экстравагантных и абсурдных номеров самого различного сорта; сейчас этот дайджест кажется сильно устаревшим. Ни один из братьев не получил права на сольный музыкальный номер. Но больше ни в одном фильме их анархистские взгляды и вдохновенная тяга к разрушению (Утиный суп, по большей части – сатира на воинский героизм, дипломатию и на любые формы государственной власти) не нашли столь свободного выражения.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в томе № 36 коллекции «Классические киносценарии» (“Classic Film Scripts”, Lorrimer, London, 1972) (вместе с Обезьяньими проделками) и в журнале “L’Avant-Scène”, № 305-306 (1983) (вместе с Обезьяньими проделками).
|
|
|