
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
22 октября 2007
МОРСКОЙ ВОЛК (The Sea Wolf) Майкл Кёртиц, 1941
Жак Лурселль
1941 – США (100 мин) • Произв. Warner (Джек Уорнер, Хэл Б. Уоллис, Генри Бланк) • Режиссёр МАЙКЛ КЁРТИЦ • Сцен. Роберт Россен, по роману Джека Лондона • Опер. Сол Полито • Муз. Эрих Вольфганг Корнгольд • В ролях Эдвард Дж. Робинсон (Вольф Ларсен), Джон Гарфилд (Джордж Лич), Ида Лупино (Рут Уэбстер), Александер Нокс (Хемфри Ван Вейден), Джин Локхарт (доктор Луи Прескотт), Барри Фитцджеральд (Куки), Стэнли Риджес (Джонсон), Френсис МакДональд (Свенсон), Дэвид Брюс (молодой матрос), Говард Да Силва (Харрисон).
Этот фильм можно назвать вершиной творчества Кёртица. Конечно, им снято немало шедевров, но разнообразие его вкусов, страсть к пёстрым краскам и голливудским условностям, которые он часто использовал в виде стилистических фигур, часто заслоняли его подлинную индивидуальность: судя по всему, здесь она проявляется гораздо отчётливее, чем где бы то ни было. Великолепно выполненная Робертом Россеном экранизация большого романа Джека Лондона, в которой сгущение событий и глубина патологии персонажей достигают необычайной степени, позволила ему углубиться в собственный мир. Большинство его фильмов обладают некоторой грубостью в подходе, резкостью в очертаниях, которые чаще всего смягчаются или компенсируются акцентом, сделанным на положительных героях. Здесь же портрет этой горстки прóклятых, опустившихся и покинутых Богом людей, собранных Кёртицем на призрачном корабле, в фантастических и жестоких сумерках, не оставляет сомнений в его безжалостно мрачном взгляде на мир, в котором брезжит лишь тоненький лучик надежды на конечное торжество гуманизма.
Морской волк, написанный и снятый в начале Второй мировой войны, является, помимо прочего, самым убедительным из кинематографических обличений фашизма, диктатуры и всех недугов власти. Кёртиц и Россен не проповедуют: они показывают. И суровая правда нарисованной ими картины находит воплощение в необыкновенно умной и блистательной актёрской игре. Э.Дж. Робинсон, Александер Нокс, Джон Гарфилд, Ида Лупино, Барри Фитцджеральд и Джин Локхарт – каждый из них исполняет в Морском волке одну из самых совершенных и самых удивительных ролей в своей жизни.
N.B. Роман Джека Лондона неоднократно переносился на экран: Хобартом Босуортом (1913), Джорджем Мелфордом (1920), Ральфом Инсом (1925), Альфредом Сантеллом (1930) и, в форме вестерна, под названием Баррикада – Питером Годфри (1950). Добавим к этому списку фильм Хармона Джонса Вольф Ларсен (1958) и итальянского Морского волка Джузеппе Вари (Il lupo di mari, 1975).
|
|
|