
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
8 октября 2007
НАДЕТЬ ШТАНЫ НА ФИЛИПА (Putting Pants on Philip) Клайд Бракман, 1927
Жак Лурселль
1927 – США (2 части) • Произв. MGM (Хэл Роуч) • Режиссёр КЛАЙД БРАКМАН под контролем ЛЕО МАККЭРИ • Титры Г.М. Уокер • Опер. Джордж Стивенс • В ролях Стэн Лорел (Филип), Оливер Харди (Пьемон Громбормот), Сэм Лафкин (врач), Харви Кларк (портной), Эд Бранденберг (водитель автобуса), Дороти Коберн (преследуемая девушка).
Четырнадцатый из тридцати одного «двухчастного» немого фильма с участием Лорела и Харди. Этот фильм, целиком снятый в экстерьерах, не только на редкость совершенен во всех элементах постановки и главным образом – в движениях камеры и в монтаже, вдобавок он оригинален по своей смелости и по неожиданному распределению ролей между Лорелом и Харди. Здесь всё разделяет их героев: возраст, национальность, характер. Харди – напыщенный пожилой человек пуританских взглядов; Лорел – почти подросток, склонный помечтать, словно упавший с другой планеты и совершенно не умеющий обуздывать инстинкты. Некоторые исследователи очень хотят видеть в персонаже Харди гомосексуальные наклонности: эта черта создаёт дополнительное противопоставление между ним и героем Лорела, изголодавшимся по женскому полу.
Тот факт, что двое неразлучных приятелей играют персонажей независимых, а не действующих совместно и дополняющих друг друга, придаёт соли интриге, которая игриво нащупывает зыбкую грань между хорошим вкусом и дурным и постоянно пытается понять, насколько далеко можно зайти в описании их похождений. Килт Лорела и то, что скрывается под ним, становятся главным движущим элементом действия, и только присущие фильму элегантность и мастерское владение приёмом умолчания не позволяют упрекнуть его в излишней скабрёзности. Правда, в то время в кинематографе ещё не появилась цензура, и потому даже самые унылые умы не могли выставить преграды юмору единственного тандема в истории кино, который мог позволить себе абсолютно всё.
N.B. Вопрос авторства фильмов Лорела и Харди часто создаёт неразрешимые проблемы. Вероятно, в большинстве случаев решающую роль играл творческий вклад Лорела. По поводу же Надеть штаны на Филипа Лео МакКэри заявил в журнале «Кайе дю синема» (февраль 1965): «Этот фильм я поставил сам, это моё детище. Я сделал его от начала до конца, без какой-либо посторонней помощи. Потому что им никто не хотел заниматься. Мало того, что я был продюсером и главным боссом (и у меня на руках было ещё три фильма) – я очень хотел поставить его сам. Я говорил себе, что, как минимум, завоюю популярность среди портных! […] Я написал сценарий и снял этот фильм примерно за шесть дней».
|
|
|