
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
22 октября 2007
ВРАГ ОБЩЕСТВА (The Public Enemy) Уильям А. Уэллман, 1931
Жак Лурселль
1931 – США (96 мин, сокращён до 84 мин) • Произв. Warner • Режиссёр УИЛЬЯМ А. УЭЛЛМАН • Сцен. Харви Тью, по оригинальному сюжету Кьюбека Гласмона и Джона Брайта «Пиво и кровь» • Опер. Дев Дженнингс • Комп. и дир. Дэвид Мендоза • В ролях Джеймс Кегни (Том Пауэрс), Джин Харлоу (Гвен Аллен), Эдвард Вудс (Мэтт Дойл), Джоан Блонделл (Мейми), Берил Мерсер (Мамаша Пауэрс), Дональд Кук (Майк Пауэрс), Мэй Кларк (Китти), Лесли Фентон (Нэйлс Натан), Роберт Эмметт О’Коннор (Пэдди Райан), Мюррей Киннелл (Восковой Нос), Бен Хендрикс-мл. (Багс Моран), Рита Флинн (Молли Дойл), Адель Уотсон (миссис Дойл), Фрэнк Колан-мл. (Том в детстве), Фрэнки Дарро (Мэтт в детстве).
Важный этап в эволюции гангстерского фильма. Фильм больше всего ценен своим реализмом, своей безжалостной и грубой жестокостью, своей конструкцией: короткие эпизоды выстроены друг за другом в сухом, сжатом, резком стиле, очень эффективном, но в то же время часто использующем приём умолчания. Знаменитые сцены: Кегни выдавливает грейпфрут на лицо своей любовницы, когда та советует ему не пить по утрам; убийство Воскового Носа; финальный план (поражающий по-прежнему) с трупом Кегни, поставленным вертикально перед дверью дома его матери.
В этом фильме Кегни создаёт того самого персонажа или, вернее, одного из тех самых персонажей, каких ему придётся играть в течение следующих двадцати лет в длинной веренице голливудских криминальных драм. Этот персонаж обладает нечеловеческой живучестью, почти дьявольскими уверенностью в себе и хладнокровием. Абсолютное чудовище, которое долго будет восхищать публику. В тексте, служащем прологом к фильму, авторы отрицают, что стремились воспеть преступный мир. Но дело в том, что, как и в большинстве гангстерских фильмов первых лет звукового кинематографа, сам материал фильма постоянно порождает невольную двусмысленность (осуждение/восхищение). Она возникает, в немалой степени, благодаря таланту и выразительности актёров, исполняющих главные роли (Пол Муни в Лице со шрамом*, Эдвард Дж. Робинсон в Маленьком Цезаре*, Спенсер Трейси в Быстрых миллионах Роуленда Брауна и т.д.). Позднее, в послевоенных нуарах, эта двусмысленность станет осознанной и превратится в один из самых заметных элементов смысла и атмосферы этого жанра.
N.B. Недавно в оборот выпущена полная версия фильма, которая, в частности, более подробно описывает детство главных героев.
БИБЛИОГРАФИЯ: оригинальный сценарий (законченный перед съёмками) опубликован издательством The University of Wisconsin Press, 1981. Все расхождения с фильмом очень аккуратно отмечены. В предисловии Генри Коэна приводятся слова Джона Брайта, автора рассказа-первоисточника (позднее переизданного в формате романа), с которым он встречался специально во время работы над этим изданием.
|
|
|