
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
8 октября 2007
К ВОСТОКУ ОТ РАЯ (East of Eden) Элиа Казан, 1954
Жак Лурселль
1954 – США (115 мин) • Произв. Warner (Элиа Казан) • Режиссёр ЭЛИА КАЗАН • Сцен. Пол Осборн, по роману Джона Стейнбека • Опер. Тед МакКорд (Cinemascope, Warnercolor) • Муз. Леонард Розенман • В ролях Джули Харрис (Абрам), Джеймс Дин (Кол Трэск), Рэймонд Мэсси (Адам Трэск), Ричард Давалос (Арон Трэск), Джо Ван Флит (Кейт), Берл Айвс (шериф Сэм Купер), Лоис Смит (Энн).
Первый из трёх фильмов с Джеймсом Дином в главной роли. Это экранизация романа Стейнбека, представляющая собой вариацию истории Каина и Авеля, исправленную и дополненную за счёт психоанализа и новой морали. Повествование постоянно принимает и защищает точку зрения Каина. Все окружающие его персонажи, за исключением Абрам, виноваты в его закомплексованности, душевной неуравновешенности и неутолимой жажде любви и уважения, которые движут каждым из его поступков. Психологическое и психоаналитическое исследование, проводимое в этом фильме, не претендует ни на объективность, ни на реализм. Напротив, оно приводит к тому, что мир показывается глазами одного из героев, чьи страдания и надежды, сменяемые отчаянием, словно волны, рождают лирическое движение сюжета. Этот лиризм, показанный в цвете и формате «Синемаскоп» (и то, и другое Казан использует впервые), кладёт начало новому направлению в его творчестве, отныне больше обращённому к автобиографии, более поэтичному и свободному от правил классической драматургии.
Казан придаёт особое значение эмоционально сильным моментам: сцене дня рождения отца, в которой именинник отвергает подарок сына; сцене, в которой Кол приводит брата к их матери. Таким образом, фильм в целом близок к тому, чтобы превратиться в серию напряжённых моментов и эмоциональных взрывов; сюжет двигается по несколько упрощённой траектории, лишая действие нюансов, переходных ступеней и оттенков. Однако К востоку от рая останется в памяти прежде всего как портрет Джеймса Дина в образе неуравновешенного подростка, очень обворожительного, но всё-таки ещё совсем ребёнка, который находится далеко, очень далеко – на расстоянии световых лет – от самостоятельности и зрелости взрослого человека.
БИБЛИОГРАФИЯ: сценарий и диалоги в журнале “L’Avant-Scène”, № 163 (1975).
|
|
|